На первых полосах латвийских газет последних дней - сообщения о том, что 27 марта в Генпрокуратуру Латвии из аппарата премьер-министра Эйнара Репше поступили документы о нарушениях закона, допущенных на первом этапе приватизации АО Ventspils Nafta (VN). Содержание запроса станет известно после того, как с ним детально ознакомятся сотрудники генпрокуратуры.

Эйнар Репше сказал агентству BNS, что передал материалы, касающиеся предполагаемых нарушений закона, "чтобы компетентные учреждения тоже оценили, имеются ли какие-то основания ставить под сомнение результаты приватизации".

Сообщается также, что материалы Э.Репше получил от вице-премьера Айнара Шлесерса, в распоряжении которого оказалась подготовленная юристами оценка первого этапа приватизации VN, указывающая на вероятность нарушений закона. Агентство BNS утверждает, что цель оспоривания результатов приватизации VN состоит в том, чтобы сконцентрировать в руках правительства акции, принадлежащие сейчас основному частному акционеру VN - АО Latvijas Naftas tranzits (LNT), так как проявляющая интерес к VN Россия заинтересована в приобретении контрольного пакета, что государство сейчас предложить ей не может. Сегодня Латвийскому государству сейчас принадлежат только 43% акций VN, причем 5% из них зарезервированы для продажи LNT, уже имеющего 48% акций. Местные наблюдатели связывают прокурорскую проверку со стремлением вице-премьера А.Шлесерса стать единственным посредником в переговорах между Латвией и Россией, роль которого пытались играть, в частности, представители частных акционеров VN во главе с Айваром Лембергсом.

Экс-глава латвийского Агентства приватизации Янис Наглис, при котором проходил первый этап приватизации VN, заявил: "Правительство может совершить очень, очень большую ошибку. В ходе процесса приватизации мы действовали строго по закону. Это подтвердили PricewaterhouseCoopers, Deloitte & Touche, ведущие юристы Латвии. Не думаю, что все они могли одновременно ошибаться. Акции VN продавались на Рижской фондовой бирже, поэтому юридическую сторону оценивала и Комиссия по надзору за рынком ценных бумаг. А там не идиоты сидят. Однако, если дело дошло до пересмотра итогов приватизации, то, думаю, правительство не осознает, что делает. Тем самым аннулируются все наши достижения за последние 10 лет и, можно сказать, начался новый передел собственности... если пересмотр приватизации все же будет осуществлен, то нашему государству капут".

Вице-президент LNT Владимир Соломатин так прокомментировал ситуацию: "Мы строго выполняли все условия приватизации, которые разработало Агентство приватизации. Не могу сказать, что они были очень выгодными для нас, но мы их соблюдали. За одну акцию мы платили более лата при нынешней стоимости акции 68 сантимов за штуку. В общей сложности наличными деньгами мы заплатили 47 млн латов (ок. 82,5 млн долларов по нынешнему курсу) и 72 млн латов (ок. 126,5 млн долларов) перечислили сертификатами. Таких денег не платил никто за всю историю латвийской приватизации. Хочу надеяться, что Латвия перед вступлением в ЕС не будет заниматься национализацией. Но если наши права все-таки будут ущемляться, мы будем их отстаивать в суде".

Айвар Лембергс пока никак не прореагировал на передачу материалов по приватизации VN в Генпрокуратуру.