"Налицо - жесткая конкуренция между ЕС и Россией за роль лидера в урегулировании приднестровского конфликта", - заявил 5 июня 2008 года политолог, директор Социал-демократического института Молдавии Богдан Цырдя, комментируя в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявления официальных лиц Приднестровья о многовекторности внешней политики Тирасполя и перспективах европейской интеграции ПМР.

"В реальности, суть борьбы имеет несколько значений, - продолжил Цырдя. - Первое - геостратегическое. Если ЕС перенимает инициативу в Приднестровье, то Россия теряет важный плацдарм контроля над Молдавией и присутствия в Европе. То есть главное для ЕС - уход российских миротворцев. Второе - геоэкономическое. Уход России из ПМР и Кавказа дает НАТО возможность прямого доступа и контроля над транспортными и энергетическим коридорами в Средней Азии. Это практически будет первым шагом к выдавливанию России с энергетического рынка и разрушению газовой и нефтяной империи, построенной Путиным. То есть после Приднестровья, последует "европеизация" Абхазии и Южной Осетии. При этом конечная цель - это "европеизация" Туркмении, Узбекистана, Казахстана. По сути, это будет разрушением газового "подбрюшья" России. По крайней мере, недавно, началась "европеизация" стран Магриба, исходя их тех же мотивов. Наконец, третье значение - элитное. В ПМР, как и в Молдавии, закончился процесс передела собственности и бесконтрольного накопления капиталов. Местные элиты, как и во времена СССР, желают любыми путями легализовать свой бизнес, собственность и властные позиции. И простые приднестровцы хотят жить нормально: ездить по миру без ограничений, обучать своих детей в хороших вузах. Поэтому, элита ПМР будет стараться, так же как и молдавские коммунисты, взять максимальное количество привилегий, как от ЕС, так и от России. В этом и есть сущность "многовекторности".

По мнению эксперта, от этого выиграют и молдавские, и приднестровские элиты, которые в данном случае получат новые финансовые потоки, в качестве премии "за способность к компромиссу". "В этом смысле, ЕС сделал несколько знаковых жестов: предоставил те же самые торговые преференции, что и правобережной Молдавии, обещал помощь из ЕС, для чего был создан фонд приднестровского урегулирования, а также приток и гарантию инвестиций, снял ограничения на поездку за рубеж для представителей приднестровской элиты. Этим объясняется и приглашения Лупу и Шевчука в Брюссель. А это уже серьезно - почти негласное признание статуса спикера ПМР", - отметил Цырдя.

В то же время, по его словам, утверждать, что Россия теряет контроль над приднестровской элитой, было бы преувеличением. "Во-первых, весь бизнес в Приднестровье (около 75%) - российский. То есть, торговые преференции - на руку России. Во-вторых, сама элита ПМР, да и само Приднестровье находится на российской газовой, финансовой, экономической игле. В-третьих, в регионе сохраняются российские миротворцы, велико влияние Русской Православной Церкви. В-четвертых - здесь имеется около 100000 российских граждан. Но главное - ЕС никогда не будет рассматривать Приднестровье в качестве независимого и равноправного субъекта. Ведь до этого было четко объявлено о признании "территориальной целостности" Молдавии", - подвел итог Богдан Цырдя.

Напомним, 3 июня спецпредставитель Верховного совета Приднестровья по межпарламентским связям, генеральный секретарь Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Сообщества "За демократию и права народов" Григорий Маракуца заявил, что хотя Приднестровье более всего ориентировано в сторону России, "работать необходимо во всех направлениях, в том числе и с Евросоюзом". "Многовекторное развитие должно быть у всех государств, и Приднестровье здесь не исключение", - отметил Маракуца. "Можно и не вступать в какие-либо союзы, а просто вести политику нормального межгосударственного взаимодействия. Хотя возможно, что может в ближайшей перспективе, а может и в далеком будущем ПМР станет полноправным членом ЕС, либо нашей республике предложат членство в ЕС. Все возможно, почему бы и нет", - заявил он.