Инициативы по созданию банка ГУАМ и разработке проекта железнодорожной паромной переправы Поти - Керчь находятся в контексте решений, которые принимались по поводу развития ГУАМ и раньше. Об этом 3 июня заявил корреспонденту ИА REGNUM старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО Николай Силаев.

"Ранее в рамках ГУАМ выдвигались предложения по поводу свободной торговли, доведения нефтепровода Одесса - Броды до Гданьска, сооружения транспортного моста из черноморских портов Грузии на Украину. Инициативы по поводу банка и переправы находятся в том же русле", - считает эксперт.

"Пока сложно судить о том, насколько эти планы реалистичны. К примеру, на основании ряда данных можно сделать вывод о том, что мощности по перевалке грузов, которые имеются на черноморском побережье Грузии, возможно, уже сейчас являются избыточными", - отметил аналитик.

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM, как ГУАМ может решить проблему прохождения потенциального маршрута переправы Поти - Керчь через российские территориальные воды, Силаев сказал: "Насколько я понимаю, никаких специальных разрешений России для того, чтобы суда проходили в Керчь, не требуется. Это касается, по крайней мере, украинских перевозчиков. В данном случае с Россией договариваться не придётся, но и проблем с ней не будет. Просто начнёт работу ещё одна паромная линия", - полагает эксперт.

"Дело в том, что многие подобные инициативы продиктованы не столько практическими потребностями, сколько попытками насытить ГУАМ каким-то реальным содержанием. Судя по тому, что выдвигаются всё новые и новые предложения, в том числе и об основании банка ГУАМ, насытить реальным содержанием эту организацию пока не удаётся. Около года назад в Москву приезжал министр иностранных дел Азербайджана, который рассказал о разработке формата "ГУАМ плюс" ("ГУАМ плюс Польша", "ГУАМ плюс Турция" и т.д.). Это означает, что ГУАМ сам по себе не может реализовать тот или иной проект, и, по сути, он способен сделать это лишь при участии каких-либо третьих стран. Хорошим примером здесь служит попытка довести нефтепровод Одесса - Броды до Гданьска, для чего надо привлекать Польшу, и, возможно, ещё и договариваться с Казахстаном о том, чтобы увеличить прокачку нефти через Южный Кавказ, так как азербайджанская нефть нужна для заполнения нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан", - подвёл итог Николай Силаев.

Напомним, что ранее генеральный секретарь ГУАМ Валерий Чечелашвили объявил, что в ближайшее время планируется создание координационного совета стран ГУАМ по банковским вопросам. По словам Чечелашвили, в рамках ГУАМ также идет работа над новым проектом по созданию железнодорожной паромной переправы Поти - Керчь. Чечелашвили заявил, что целью проекта является улучшение транзитного потенциала стран ГУАМ.