Совфед намерен вернуть прокуратуре РФ ряд полномочий

Москва, 29 мая 2008, 23:12 — REGNUM  Совет Федерации намерен внести законодательные инициативы по изменениям в действующее законодательство с тем, чтобы вернуть прокуратуре РФ ряд полномочий, которые она утратила после реформы. Об этом, как передает корреспондент ИА REGNUM, речь шла 29 мая в Совете Федерации на парламентских слушаниях по теме "Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов РФ". Как отмечалось на слушаниях, базовой функцией прокуратуры является надзорная. Вместе с тем, изменения и дополнения, внесенные Федеральным законом от 5 июля 2007 года в Уголовно-процессуальный кодекс и Федеральный закон "О прокуратуре РФ" отделили прокурорский надзор от руководства следствием, что в целом оправдано. Однако, вместе с этим сузились полномочия прокуратуры по надзору за исполнением законов органами предварительного следствия. Прокурор оказался лишенным ряда сугубо надзорных полномочий, присущих ему ранее.

Фактически, вместо разделения функций прокурорского надзора и предварительного расследования произошла передача значительной части надзорных полномочий прокурора руководителям следственных органов, которые стали сами за собой надзирать, - отметили участники слушаний. Возник дисбаланс полномочий прокурора и руководителей следственных органов, при отсутствии в УПК обязанности последних исполнять требования прокурора об устранении выявленных нарушений закона.

Участники слушаний считают, что прокурорский надзор должен быть реальной, а не декларативной гарантией законности. В связи с этим, необходимо уточнить и оптимизировать полномочия прокурора по надзору за органами предварительного следствия.

Закон "О прокуратуре РФ" возлагает на органы прокуратуры координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Но система этих органов подвергается регулярным изменениям, а координация возложена не только на прокуратуру, но и на другие органы. Создание государственной системы профилактики правонарушений требует новых подходов к организации координации в этой сфере. В связи с этим нормативно-правовая основа координации нуждается в совершенствовании. Качественно новой должна стать роль прокуратуры и в координации на общегосударственном уровне усилий по решению проблемы борьбы с коррупцией. Требуется более активное подключение прокуратуры к упорядочению проверок контрольных органов в сфере малого и среднего бизнеса.

По мнению законодателей и других участников слушаний, в уголовно-процессуальное законодательство следует внести изменения, уточнив полномочия прокурора по надзору за органами предварительного следствия. Предусмотреть также в УПК РФ обязанность руководителя следственного органа исполнять требования прокурора об отмене незаконного постановления следователя и устранении нарушений, допущенных в ходе предварительного следствия.

Еще одна актуальная проблема, поднятая на слушаниях - сужение Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ) полномочий прокурора на обращение в суды общей юрисдикции с исками, вступление в уже начатый процесс для дачи заключения по делу, принесение представлений о пересмотре судебных постановлений. В разных субъектах складывается различная судебная практика из-за отсутствия в кодексе четких критериев, определяющих право граждан прибегнуть к прокурорской защите. Участники слушаний считают, что из законодательства и правоприменительной практики необходимо устранить необоснованные ограничения полномочий прокурора в гражданском судопроизводстве. В связи с этим надо внести в гражданско-процессуальное законодательство изменения с учетом Модельного закона о прокуратуре, принятого в 2006 году Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ. В статье 45 ГПК надо предусмотреть наделение прокурора правом обращения в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан без каких-либо ограничений, а термин "неопределенный круг лиц" заменить на термин "публичные интересы", наличие которых на стадии предъявления иска будет определяться самим прокурором.

Участники слушаний также считают, что прокурор должен обладать необходимыми процессуальными правами в арбитражном судопроизводстве. Ограничивая действующим Арбитражным процессуальным кодексом РФ полномочия прокурора в арбитражном законодательстве, подразумевалось, что основную часть государственных интересов будут защищать органы госконтроля и местного самоуправления. Однако из-за ряда недостатков правового регулирования экономических отношений, они не всегда в состоянии обеспечить порядок. Вместе с тем, прокурор в настоящее время не может оспорить противоправные сделки, пресечь "рейдовые захваты" и фиктивные банкротства предприятий, истребовать государственное или муниципальное имущество из чужого незаконного владения.

Участники слушаний считают, что необходимо законодательно вернуть прокурору право на обращение с любыми видами исков в арбитражный суд и закрепить это право в статье 52 Арбитражного процессуального кодекса.

Совет Федерации намерен принять новый Федеральный закон "О прокуратуре РФ" и внести изменения и дополнения в другие законы, определяющие правовые основы деятельности прокуратуры.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
22.02.17
30000 тонн соли, английский парусник и казнь дяди царя Михаила Романова
NB!
22.02.17
Киев ведёт Украину к созданию крымско-татарской автономии в Херсоне
NB!
22.02.17
Президент Сербии посмертно наградил Чуркина орденом Сербского флага
NB!
22.02.17
«Перестрелка» в матче «Манчестер Сити» — «Монако»
NB!
22.02.17
«Атлетико» Мадрид не оставил шансов «Байеру» на выход в четвертьфинал
NB!
22.02.17
Госдума обсудит боеготовность России с Сергеем Шойгу
NB!
21.02.17
Украина: ставка на хаос
NB!
21.02.17
Аргентина теряет доверие к президенту Маурисио Макри
NB!
21.02.17
Национал-коммунизм в собственном соку: Украинская ССР и современная КПУ
NB!
21.02.17
Самый стойкий оловянный солдат США
NB!
21.02.17
Нагорный Карабах и Южная Осетия: один референдум – два подхода
NB!
21.02.17
Макей прибыл к Лаврову обсуждать отношения России и Белоруссии
NB!
21.02.17
В Госдуме настаивают на праве школьников сдавать ЕГЭ не на русском языке
NB!
21.02.17
Бои в Донбассе: позиции нацбатов заняли иностранные ЧВК, развод сил сорван
NB!
21.02.17
«Проклятое место»: трехлетие госпереворота на Украине
NB!
21.02.17
Молдавия: Додон и Плахотнюк объединят силы ради ликвидации ПМР
NB!
21.02.17
Чебоксары отчитались и получили новый символ города — «Батыра»
NB!
21.02.17
Санкции ЕС: Mercedes вложит 15 млрд рублей в Россию
NB!
21.02.17
Отвод тяжелого вооружения сорван Киевом — Грызлов
NB!
21.02.17
После митинга самарские власти уступили: не 50, а 60 поездок по соцкарте
NB!
21.02.17
Регионализация: В России может появиться 85 МРОТов
NB!
21.02.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 21 февраля