Совет Федерации намерен внести законодательные инициативы по изменениям в действующее законодательство с тем, чтобы вернуть прокуратуре РФ ряд полномочий, которые она утратила после реформы. Об этом, как передает корреспондент ИА REGNUM, речь шла 29 мая в Совете Федерации на парламентских слушаниях по теме "Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов РФ". Как отмечалось на слушаниях, базовой функцией прокуратуры является надзорная. Вместе с тем, изменения и дополнения, внесенные Федеральным законом от 5 июля 2007 года в Уголовно-процессуальный кодекс и Федеральный закон "О прокуратуре РФ" отделили прокурорский надзор от руководства следствием, что в целом оправдано. Однако, вместе с этим сузились полномочия прокуратуры по надзору за исполнением законов органами предварительного следствия. Прокурор оказался лишенным ряда сугубо надзорных полномочий, присущих ему ранее.

Фактически, вместо разделения функций прокурорского надзора и предварительного расследования произошла передача значительной части надзорных полномочий прокурора руководителям следственных органов, которые стали сами за собой надзирать, - отметили участники слушаний. Возник дисбаланс полномочий прокурора и руководителей следственных органов, при отсутствии в УПК обязанности последних исполнять требования прокурора об устранении выявленных нарушений закона.

Участники слушаний считают, что прокурорский надзор должен быть реальной, а не декларативной гарантией законности. В связи с этим, необходимо уточнить и оптимизировать полномочия прокурора по надзору за органами предварительного следствия.

Закон "О прокуратуре РФ" возлагает на органы прокуратуры координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Но система этих органов подвергается регулярным изменениям, а координация возложена не только на прокуратуру, но и на другие органы. Создание государственной системы профилактики правонарушений требует новых подходов к организации координации в этой сфере. В связи с этим нормативно-правовая основа координации нуждается в совершенствовании. Качественно новой должна стать роль прокуратуры и в координации на общегосударственном уровне усилий по решению проблемы борьбы с коррупцией. Требуется более активное подключение прокуратуры к упорядочению проверок контрольных органов в сфере малого и среднего бизнеса.

По мнению законодателей и других участников слушаний, в уголовно-процессуальное законодательство следует внести изменения, уточнив полномочия прокурора по надзору за органами предварительного следствия. Предусмотреть также в УПК РФ обязанность руководителя следственного органа исполнять требования прокурора об отмене незаконного постановления следователя и устранении нарушений, допущенных в ходе предварительного следствия.

Еще одна актуальная проблема, поднятая на слушаниях - сужение Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ) полномочий прокурора на обращение в суды общей юрисдикции с исками, вступление в уже начатый процесс для дачи заключения по делу, принесение представлений о пересмотре судебных постановлений. В разных субъектах складывается различная судебная практика из-за отсутствия в кодексе четких критериев, определяющих право граждан прибегнуть к прокурорской защите. Участники слушаний считают, что из законодательства и правоприменительной практики необходимо устранить необоснованные ограничения полномочий прокурора в гражданском судопроизводстве. В связи с этим надо внести в гражданско-процессуальное законодательство изменения с учетом Модельного закона о прокуратуре, принятого в 2006 году Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ. В статье 45 ГПК надо предусмотреть наделение прокурора правом обращения в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан без каких-либо ограничений, а термин "неопределенный круг лиц" заменить на термин "публичные интересы", наличие которых на стадии предъявления иска будет определяться самим прокурором.

Участники слушаний также считают, что прокурор должен обладать необходимыми процессуальными правами в арбитражном судопроизводстве. Ограничивая действующим Арбитражным процессуальным кодексом РФ полномочия прокурора в арбитражном законодательстве, подразумевалось, что основную часть государственных интересов будут защищать органы госконтроля и местного самоуправления. Однако из-за ряда недостатков правового регулирования экономических отношений, они не всегда в состоянии обеспечить порядок. Вместе с тем, прокурор в настоящее время не может оспорить противоправные сделки, пресечь "рейдовые захваты" и фиктивные банкротства предприятий, истребовать государственное или муниципальное имущество из чужого незаконного владения.

Участники слушаний считают, что необходимо законодательно вернуть прокурору право на обращение с любыми видами исков в арбитражный суд и закрепить это право в статье 52 Арбитражного процессуального кодекса.

Совет Федерации намерен принять новый Федеральный закон "О прокуратуре РФ" и внести изменения и дополнения в другие законы, определяющие правовые основы деятельности прокуратуры.