Киевский саммит по проблемам энергетической безопасности является новым и вполне логическим - в рамках усилий Украины и Польши и их сторонников - шагом по формированию альтернативной геометрии энергетических проектов на постсоветском пространстве и благоприятных международно-политических режимов, обеспечивающих дипломатическими средствами "сдерживание" российского "энергетического империализма". Так корреспонденту ИА REGNUM прокомментировал начавшийся сегодня, 22 мая, в Киеве международный саммит по вопросам энергетической безопасности старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Иван Данилин.

Говоря об энергетике, эксперт отметил, что фактически "ставится все та же архиамбициозная задача снабжения запада СНГ, Восточной Европы и Прибалтики каспийской нефтью, что сделает-де регион более независимым от России", для чего "Украина и Польша вновь предлагают создание системы нефтепровода Одесса-Броды с продлением до польского Плоцка (где расположен НПЗ) и далее до Гданьска (порт с нефтеналивным терминалом)". Между тем, полагает Данилин, на пути к энергетической независимости от России перед участниками этого "альтеральянса" стоит целый ряд проблем. В первую очередь, это касается Азербайджана и Казахстана, которые, несмотря на "политические декларации поддержки", пока не могут, да и не хотят давать твердых обещаний поставки определенных объемов нефти, предпочитая экспортные маршруты в Западную Европу (Баку - Тбилиси - Джейхан, КТК) или же, в случае Казахстана, еще и в Китай, отметил аналитик. "Конечно, некоторые объемы "черного золота" технически могут быть перенаправлены с Каспия на Украину, но вряд ли они будут существенны для экономики не только самой "незалежной", но и региона в целом. И это даже не говоря о том, что вся система Одессы-Броды-Плоцк-Гданьск вряд ли станет существенным вкладом в энергетическую независимость региона: слишком много стран проявляет интерес к проекту, тогда как объемы прокачиваемой нефти ограничены", - отметил Данилин.

Второй причиной эксперт назвал отсутствие определенности в вопросе финансирования этих амбициозных проектов - от создания НПЗ на Украине "под каспийскую нефть" и заканчивая продлением Одесса-Броды далее до Гданьска, объяснив это тем, что без твердых гарантий поставок нефти выделение средств окажется весьма рискованным предприятием. "Другое дело - дипломатическая сторона вопроса. Здесь шансы участников киевской конференции осложнить жизнь России более реальны, тем более, что в процессе дискуссий участвует ЕС. Хотя добиться полного единства и эффективного энергетического альянса Киев и его союзники не смогут, да и Европа не захочет до такой степени ссориться с Россией, создать своего рода полуформальный формат скоординированного давления на Москву им может оказаться под силу. А это будет иметь достаточно неприятные международно-политические последствия для России на европейском направлении ее политики. Равным образом, это осложнит и энергетический диалог с Украиной, так как в случае любого обострения противоречий Киев будет апеллировать к своему стану борцов с "энергетическим империализмом" под предлогом якобы давления РФ, что и происходит последние годы", - уверен аналитик.

По мнению Ивана Данилина, очевидно, что ответить дипломатически на все эти вызовы Москве практически нечем: "Подозрительность в отношении российской политики высока, ее шаги трактуются как "злонамеренные" и "империалистические" и т.д. Так что остается проводить линию на выстраивание отношений с союзниками в ЕС и на игнорирование "киевского процесса" в надежде, что всё, как и в прошлые разы, кончится очередными громкими, но бессодержательными декларациями". Впрочем, и эта тактика в какой-то степени является проигрышной, так как даже пустые разговоры подобного рода чем дальше, тем больше отравляют климат энергетического диалога с ЕС, заключил эксперт.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, сегодня в Киеве начал свою работу международный саммит по вопросам энергетической безопасности, который намерены посетить представители ООН, ОБСЕ, ЕБРР, Всемирного банка и руководители более чем 30 государств, включая президентов Азербайджана, Грузии, Эстонии, Латвии, Литвы, Молдавии, Польши, Румынии, а также комиссар Европейской комиссии по вопросам энергетики Андрис Пибалгс.