16 мая в Чебоксарах состоялся круглый стол "Культура как фактор политики" с автором и ведущим программы "Тем временем" на телеканале "Культура" Александром Архангельским. На встречу с известным журналистом, профессором Высшей школы экономики пришли представители власти Чувашии, учреждений культуры, некоммерческих организаций, СМИ, передает корреспондент ИА REGNUM. Мероприятие организовано Чебоксарским клубом гражданского просвещения в рамках проекта "Эксперты для гражданского общества". Главным вопросом политики сегодняшнего дня по отношению к культуре Александр Архангельский считает "зачем?": "Зачем нужна культура? Зачем нужны школы, библиотеки, музеи, театры?". "Понятно, что никто никогда вслух не скажет, что культура никому не нужна, - говорит Архангельский. На это не решится никто, потому что сразу забросают тухлыми помидорами... Но пока для политика нет ответа на этот вопрос, он начинает экономить. Он понимает, зачем финансировать армию: так как голодный человек с ружьем - серьезная сила. А если есть голодный библиотекарь без ружья, то не понятно, зачем ему давать деньги". По его словам, государство будет держать культуру на всякий случай, но не будет всерьез в него вкладываться. Культура будет красивым ритуалом, орнаментом, а все самое существенное, самое главное будет происходить за ее пределами.

Ярким образом, по мысли Александра Архангельского, это иллюстрируется нынешним федеральным правительством - правительством технократов. Это четко мыслящие люди, в большинстве своем сверхпрофессиональные кадры, привыкшие принимать системные решения, и у них нет ответа на вопросы "зачем им нужна культура?" и "что они будут делать с образованием?". У министерства культуры России отобраны все функции, связанные с современной жизнью. Там нет ничего, к чему привыкло прислушиваться политическое и бизнес-сообщество: там нет медиа, политических проблем, которое это министерство могло бы решать, нет денег, потому что туризм - это отдельно и спорт - отдельно. Осталась задача охранять культурное наследие, то есть не заниматься ничем. Ни один гуманитарный министр не входит в состав президиума правительства, который будет принимать реальные решения. Это не по злобе делается, просто нет ответа на вопрос: "А зачем? Что от них зависит такого, что будет влиять на судьбу политики и политиков, и соответственно на судьбу страны?" Был бы ответ, решение было бы совершенно иное, уверен Архангельский.

По его мнению, в этом велика вина и самих деятелей культуры, потому не было сформулировано, зачем нужна культура как фактор, воздействующий на современную жизнь. Интеллектуальное сообщество этот ответ не предложило. И именно поиск конкретных ответов на данные вопросы и должен стать, по мнению журналиста Александра Архангельского, главной задачей на ближайшие годы.

Например, зачем нужна наука, еще более или менее понятно. Зачем нужно образование, бизнес также понял, столкнувшись с нехваткой квалифицированных кадров и получив конкретный ответ: если у меня не будет завтра внятных, образованных рабочих, у меня не будет той производительности труда, которая позволит мне развиваться дальше. Соответственно проблема восстановления ПТУ в обновленном виде - стала проблемой бизнеса.

А зачем среднее образование? Главная цель школы - формирование сознания. А какие предметы формируют сознание? История и литература - большая и малая национальная. Итак, школа - это институт, формирующий человеческое сознание и гражданскую нацию. Мы этого четко не сформулировали, поэтому политики не понимают, зачем нужны гуманитарные предметы и они тихо выдавливаются из школьной программы. Разговоры вокруг среднего образования ("Что нам нужно ЕГЭ или не ЕГЭ? Сколько лет учить детей в школе: 12, 10,11?) в такой ситуации абсолютно бессмысленны. Имеет смысл только ответ на вопрос: "Какого человека мы должны получить на выходе через 10, 11 или 12 лет? Для каких исторических обстоятельств мы его готовим? Он должен иметь определенную сумму знаний или он должен уметь адаптироваться к любым условиям и мгновенно обновлять всю базу знаний?".

И только после того, когда мы зададимся стратегическим вопросом "А зачем нам школы, библиотеки, просвещенные медиа, образованное сословие?", мы вступим в область полноценной политики. Там, и только там, отыщется ответ на вопрос: ЕГЭ или нет, 11 или 12 лет учиться. С точки зрения борьбы с коррупцией ЕГЭ наверное хорош, но с точки зрения проверки понимания предмета - он никуда не годится, считает профессор Высшей школы экономики.

"Если мы не будем давать ответы на эти вопросы - бесполезно ругать власть и бизнес: они сами по себе не сообразят, говорит Александр Архангельский. - Культура не имеет практического ежеминутного смысла, но в конечном итоге оказывается важной. Даже если власть будет постоянно думать о том, как преодолеть тот или иной кризис, она все равно должна прийти к культуре... Мир, в который мы вступаем, глобальный мир, при всех его плюсах - это мир, нивелирующий все, выстраивающий стандартную цивилизацию удобств и передвижений. Что позволяет человеку остаться человеком, этносу - этносом, а самобытному городскому образованию - самобытным городским образованием? Только сохранение своей неповторимой культуры. И чем жестче глобализация нивелирует мир, тем ярче расцветают культурные сообщества. В мире наступил дефицит неповторимого. Неповторимое востребовано, а значит культура должна войти в интересы бизнеса и политики, и с ней нельзя будет не считаться".