Опасные лаборатории по всему миру оказались незащищенными — The Guardian
Дебаты о происхождении пандемии COIVD-19 недавно были сосредоточены на возможности того, что вирус Sars-CoV-2 мог вырваться из Уханьского института вирусологии, расположенного в китайском городе Ухань, центре пандемии. В этом институте находится лаборатория максимальной локализации, более известная как лаборатория уровня биобезопасности 4 (BSL-4), предназначенная для обработки опасных патогенов, для которых нет доступных методов лечения или вакцин.
Следите за развитием событий в трансляции: «Третья волна коронавируса в мире идёт на спад — все новости»
Эта полемика вновь привлекла внимание к биобезопасности, биозащите, «усилению функций» и другим исследованиям «двойного назначения», а также к рассмотрению уровня надзора, под которым должны работать подобные лаборатории. Хотя эти дебаты стали поляризованными и политизированными, мы не должны упускать из виду важность этих вопросов, даже если выяснится, что данная конкретная лаборатория не имеет никакого отношения к появлению нового коронавируса. Согласно базе данных, поддерживаемой Американской ассоциацией биобезопасности (Absa), с 2003 года зафиксировано четыре случая, когда исследователи подвергались воздействию, но не обязательно заражались, работая в лаборатории типа BSL-4. Опасения по поводу того, проводят ли лаборатории свои исследования безопасно, надежно и ответственно, не новы и не имеют отношения исключительно к лабораториям в Китае, как показало всеобъемлющее исследование глобальных лабораторий BSL-4, которое мы недавно завершили.
Основываясь на исследованиях с открытым исходным кодом, мы составили список лабораторий BSL-4 по всему миру в виде интерактивного веб-сайта по адресу globalbiolabs.org. Наше исследование выявило почти 60 лабораторий BSL-4, находящихся в эксплуатации, строящихся или планируемых в 23 странах, в том числе семь в Великобритании.
В Европе находятся 25 лабораторий BSL-4В Северной Америке — 14, в Азии — 13, в Австралии — 4, в Африке — 3.
По данным globalbiolabs.org
Учитывая недавние опасения по поводу биобезопасности, стоит отметить, что три четверти этих лабораторий расположены в городских районах. Более половины из них — государственные учреждения здравоохранения. Остальные лаборатории поровну распределены между университетами и государственными учреждениями, занимающимися биологической защитой, а также небольшим количеством частных лабораторий. Независимо от того, кто ими управляет, они используются либо для диагностики инфекций с очень летальными и передающимися патогенами, либо для проведения исследований таких патогенов для разработки новых медицинских контрмер и диагностических тестов, либо для улучшения нашего научного понимания того, как работают эти патогены.
Наше исследование также показало, что существуют значительные возможности для улучшения политики, направленной на обеспечение безопасной, надежной и ответственной работы этих лабораторий. Только около четверти стран с лабораториями BSL-4 получили высокие баллы по биобезопасности и биозащите, измеренные Глобальным индексом безопасности здравоохранения Инициативы по ядерной угрозе. Этот индекс измеряет наличие в странах необходимых правовых и институциональных компонентов национальных систем надзора за биобезопасностью.
Мы также обнаружили, что только три страны с лабораториями BSL-4 имеют национальную политику по надзору за исследованиями двойного назначения. Подавляющее большинство стран с лабораториями BSL-4 не осуществляют надзора за исследованиями типа усиления функций, которые были центральной особенностью в дебатах о происхождении Covid-19 как потенциально ответственные за возможную утечку из Уханьского института вирусологии. Поэтому, даже если вы не верите, что нынешняя пандемия была результатом неудачного эксперимента с усилением функций вируса, это не означает, что этот тип работы не может быть источником следующей пандемии.
Мы ожидаем, что после COVID-19 больше стран построят эти лаборатории в рамках нового акцента на обеспечение готовности к пандемии и реагирование на нее. Кроме того, исследования усиления функций коронавирусов и других зоонозных патогенов с пандемическим потенциалом, вероятно, будут расширяться по мере того, как ученые будут стремиться лучше понять эти вирусы и оценить риск, который они представляют в части перехода от животных к людям или передачи между людьми.
Эти тенденции делают все более настоятельной необходимость введения более высоких национальных и международных стандартов для устранения рисков безопасности и охраны, связанных с работой с опасными патогенами. Хорошим стартом для лабораторий BSL-4 и других лабораторий, которые проводят исследования с опасными патогенами, было бы принять недавно разработанный международный стандарт управления биорисками, известный как ISO 35 001. Этот стандарт не требует дорогостоящего обновления оборудования. Скорее, он требует создания системы управления, предназначенной для выявления рисков безопасности, а также для оценки эффективности мер по смягчению последствий лаборатории. Это низко висящий плод, поскольку стандарт уже согласован и может быть принят относительно быстро.
На национальном уровне страны с лабораториями BSL-4 должны иметь общегосударственные системы, которые могут проводить мультидисциплинарные оценки рисков предлагаемых исследований в целях обеспечения безопасности, защищенности и деятельности двойного назначения, такие как определенные исследования с целью повышения эффективности, которые могут быть перепрофилированы для нанесения ущерба. Эти страны должны также продолжать предоставлять полную, регулярную и транспарентную отчетность в соответствии с международными соглашениями, участниками которых они являются, такими как конвенция о биологическом оружии и резолюция 1540 Совета Безопасности ООН.
На международном уровне мы рекомендуем создать структуры для систематического надзора за объектами максимальной изоляции. На Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) можно было бы возложить прямую ответственность за этот надзор, во многом так же, как она проводит двухгодичные инспекции по биобезопасности и биозащите в двух лабораториях в Соединенных Штатах и России, в которых хранятся оставшиеся образцы вируса, вызывающего оспу. В качестве альтернативы, ВОЗ могла бы организовать регулярные мероприятия по экспертной оценке управления биорисками, проводимые международными группами правительственных и неправительственных экспертов. Другим вариантом было бы расширение членского состава и миссии Международной группы экспертов по регуляторам биобезопасности и биозащиты, которая в настоящее время служит форумом для обмена информацией между национальными регулирующими органами из 11 стран, для подтверждения того, что лаборатории в государствах-членах внедряют стандарт ISO 35 001.
В дополнение к надзорным структурам лабораторий максимального сдерживания ВОЗ также необходимо разработать международно признанные руководящие принципы, регулирующие исследования двойного назначения и обращение с потенциальными пандемическими патогенами.
COVID-19 был тревожным сигналом об уязвимости наших современных, глобализированных обществ к новому респираторному вирусу. Предотвращение следующей пандемии должно стать приоритетом для всех стран. Ключевым элементом этой стратегии должно быть обеспечение того, чтобы исследования с опасными патогенами, особенно с потенциальными пандемическими свойствами, проводились безопасно, надежно и ответственно.