Из какого леса вышел «Мишка косолапый»?
Смотрите галерею работ Ивана Шишкина
Иван Шишкин родился 13 января 1831 года, в Елабуге, в купеческой семье. Знаменит он не только как автор «Утра в сосновом лесу», украшающего фантик известного кондитерского бренда, но и большого числа живописных полотен, офортов и рисунков, хранящихся в крупнейших российских и зарубежных музеях, а также в частных коллекциях.
Своих мишек Шишкин писал не один. У картины есть соавтор — художник-анималист Константин Савицкий. Для правдивого изображения косолапых он специально был приглашен живописцем. Более того, Шишкин попросил Савицкого поставить и свою подпись под полотном. Но по распоряжению Павла Третьякова, который приобрел картину, вторая подпись была смыта — галериста не устраивал такой тандем, ведь работу он покупал у Шишкина.
К тому времени художник был уже знаменит. Это тот редкий случай, когда слава приходит не после смерти, а при жизни. Еще будучи студентом Академии художеств Шишкин был награжден малыми серебряными медалями за свои ученические работы — обычные рисунки в классе. А вскоре удостоился большой серебряной медали за вид Валаама, а также золота — за пейзаж окрестностей Санкт-Петербурга (малая золотая медаль) и вида Кукко на Валааме (большая золотая медаль). К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкина знали за рубежом, его работы там неплохо продавались.
В 1861 году Шишкину как успешному выпускнику дали академический пенсион для продолжения обучения за границей. Он отправляется в Германию, где пишет с натуры животных под руководством профессора Коллера — одного из лучших анималистов мира. Во время этой поездки Шишкин создает пейзаж «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», который принес ему звание академика. Там же, в Дюссельдорфе, художник много рисует пером. Эти наброски так поразили местных искусствоведов, что были выставлены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.
Необычайная точность и внимание к деталям — характерная черта всех его работ, будь то рисунки или пейзажи. Он был знатоком растений, считается, что никто так не изображал почву, как Шишкин — равных здесь ему просто нет. И это была не фотографичность, за что подчас упрекают пейзажиста, а трепетное, почти сакральное отношение к природе. Большое влияние на него в этом смысле оказал знакомый священник из Елабуги.
«Красота, нас окружающая, — говорил он Шишкину, — это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника — как можно точнее передать эту мысль на своем полотне».
Смотрите продолжение галереи работ Ивана Шишкина
Видимо, скрупулезность работ Шишкина — следствие этого урока. Когда смотришь на его «Ручей в березовом лесу» (1883), явственно слышишь журчание и плеск воды, а при взгляде на картину «На севере диком» (1891) кожей ощущаешь холод сурового края, а в памяти всплывает Лермонтовское: «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна, и дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она».
Хотя знаменитые шишкинские мишки резвятся возле поваленных стволов в предрассветном тумане, рассветы и закаты — не самое любимое его время суток. Шишкина называют художником полудня. Причем, среди профессионалов считается, что написать полдень, когда солнце стоит в зените, когда вы не видите теней и все сливается, это высший пилотаж. Мастерства рисовальщика и колориста здесь не достаточно, нужно тонко чувствовать природу, любить ее, восхищаться ею. По пальцам одной руки можно пересчитать таких художников в России, среди них — Иван Шишкин.
В каком-то смысле он был ученым ботаником: настолько хорошо знал растения и постоянно изучал их. В своих дневниках и письмах художник делает записи не просто о том, что писал лес, а обязательно какой именно: лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888).
Для него эти тонкости были чрезвычайно важны и значимы. Известен случай с Репиным, когда Шишкин пришел в его мастерскую и, рассматривая новую картину, где изображался сплав плотов по реке, поинтересовался, из какого они дерева. «Какая разница?!» — удивился Репин. Шишкин объяснил: если построить плот из одного дерева, бревна могут набухнуть, если из другого — пойдут ко дну, а вот из третьего — получится справное плавучее средство.
Кто-то из исследователей верно отметил, что в картинах Шишкина ощущается монументально-романтический образ природы, природы с большой буквы. Классические произведения Шишкина — «Рожь», «Среди долины ровныя», «Лесные дали» — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. При этом очевидно, что художник тщательно выписывает совершенно конкретное дерево, кусочек леса или луга, обращая внимание на мельчайшие детали и особенности прототипа. Это царство природы занимало все мысли и все время художника, он и умер с кистью в руках — скоропостижно, 8 марта 1898 года, сидя за мольбертом…
«Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, — писал о Шишкине критик Владимир Стасов, — это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный».
Смотрите окончание галереи работ Ивана Шишкина
Читайте также: Зубодробящая азбука: примитивная справедливость Перова