Виктор Якубян: Путь Армении в НАТО лежит через войну в Карабахе и дискредитацию ОДКБ
4 мая президент Армении
Уже 16 мая глава армянского государства в интервью российским СМИ заявил, что в случае возобновления боевых действий в Карабахе или серьезных угроз безопасности Армении, "у России есть и обязательства, и возможности отреагировать". На вопрос, надежно ли защищает
Спустя три дня министр обороны Армении
Таким образом, озабоченность армянских властей по поводу обострения ситуации в зоне нагорно-карабахского конфликта носит уже вполне выпуклую форму и выражается не только в прогнозировании самой возможности дестабилизации, но и в анализе существующих ресурсов коллективного реагирования в случае начала войны. Налицо также артикуляция Ереваном месседжей, с целью публичного прояснения позиций и подходов России и других партнеров по ОДКБ относительно указанной угрозы.
Судя по всему, республики Средней Азии и Белоруссия в случае начала военных действий сохранят дистанцию, мотивируя это тем, что Нагорный Карабах признается ими составной частью Азербайджана, а это означает, что действия Баку против этого образования не могут считаться агрессией против Армении. Данную позицию четко артикулировал главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте Казахстана Мурат Лаумулин. "Если начнется конфликт в Карабахе, это не будет нападением Азербайджана на Армению... Это внутреннее дело Азербайджана, поскольку Нагорный Карабах - это часть его административной территории", - указал он.
Белорусские эксперты уверены, что Еревану не стоит ожидать поддержки и от Минска. "Белоруссия, как показал опыт конфликта в Южной Осетии 2008 года, не пришла на помощь России, с которой она состоит не только в ОДКБ, но и в Союзном государстве. В дальнейшем официальный Минск не признал независимость Южной Осетии и Абхазии. В свете особых отношений с Азербайджаном нет оснований считать, что Белоруссия придет на помощь Армении как союзнику по ОДКБ", - сказал политолог Сергей Шиптенко.
Позиции Киргизии (http://regnum.ru/news/1407037.html) и Таджикистана (http://regnum.ru/news/1406881.html) также максимально сдержанные. Эти страны сами пребывают в горниле угроз и напряжения. Им явно не до Карабаха. Было бы наивно предполагать, что в Ереване когда-либо рассчитывали на поддержку Бишкека и Душанбе и по той простой причине, что это страны мусульманские, как и Азербайджан. Не говоря уже о том, что в плане развития двусторонних политических и экономических отношений они могут больше рассчитывать на дивиденды в случае сотрудничества с Азербайджаном, чем с Арменией. Узбекистан и вовсе не в счет. Интенсивность армяно-узбекских контактов позволяет сомневаться в том, что эти две страны вообще признают друг друга, не говоря уже о совместном участии в едином оборонном блоке. В чем же тогда смысл ОДКБ - блока, в котором интересы государств-членов доминируют над коллективными обязательствами? Вопрос риторический, но поставленный подспудно Арменией - "Если мы летаем на учения в Казахстан, то почему они не могут прилететь к нам на помощь?".
Тем не менее, рациональное зерно в суждениях экспертов из стран ОДКБ есть. И, очевидно, Азербайджан постарается вести себя в русле этого рационализма. Можно уверенно прогнозировать, что Азербайджан, решив реализовать свои угрозы, развернет активность исключительно на карабахском фронте и проявит максимальную осторожность на участках государственной границы непосредственно с Арменией. В этом случае Еревану будет очень сложно, практически невозможно доказать факт агрессии Баку в отношении собственно армянского государства. Текущая ситуация демонстрирует именно такой подход Баку. Нарушения режима перемирия на границе Армении и Азербайджана практически не фиксируются, во всяком случае, официальных сообщений о них нет. Напротив, на линии соприкосновения сторон в самом Карабахе динамика нарушений растет в геометрической прогрессии. Если раньше фиксировались единичные случаи, то сейчас выстрелы производятся сотнями. Но это не мешает определенным армянским СМИ обвинять своих коллег, анализирующих перспективы войны, в том, что делают они это умышленно с целью "разжигания" страстей. ИА REGNUM в свое время выступил с заявлением по поводу такого рода обвинений со стороны официального органа правительства Армении - газеты "Республика Армения". Может газете следует обвинить в том же президента и министра обороны республики, которые открыто говорят о возможности спонтанного начала боевых действий, точно так, как это прогнозируется экспертами вездесущей International Crisis Group.
Однако попробуем разобраться, в чем причина такого алармизма в Армении - и уже не только прессы, но и руководителей страны, непосредственных участников переговорного процесса по МИРНОМУ урегулированию карабахской проблемы. Очевидно, она заключается не только в том, что Азербайджан наращивает военный бюджет, активно закупает и производит вооружение. Конечно, армянскую сторону беспокоит и поведение Турции, которая практически вышла из переговоров по нормализации отношений с Ереваном и сконцентрировалась на военно-политической поддержке Баку и закреплении нахичеваньского плацдарма. Это долгосрочные тренды. Руководители Армении не могли не учитывать экономический потенциал Азербайджана, который является экспортером нефти и газа, а также угрозы, исторически исходящие от Турции.
Нагорно-карабахская проблема - узловой региональный вопрос. Очевидно, насколько страны региона зависят от решения этой проблемы, настолько и сама проблема зависит от обстановки в регионе в целом. Президент Армении во время саммита
В данном контексте, внутриполитические процессы в Иране и Грузии - странах, обеспечивающих коммуникацию Армении с внешним миром, чрезвычайно важны для Еревана. Наблюдаемая в эти дни дестабилизация ситуации в этих двух соседних государствах может пошатнуть стратегические позиции армянской стороны не меньше, чем те или иные события в самой Армении. Например, кадровая чехарда в правительстве Ирана, откуда группами увольняют министров, в том числе и министра нефти Масуда Мирказеми, обязательно скажется на сроках реализации важных энергетических проектов с Арменией. А этом лишь усиливает уязвимость армянской стороны, особенно на фоне неспокойной ситуации и в соседней Грузии, через территорию которой обеспечивается львиная доля армянского транзита.
Еще один фактор риска, пожалуй, самый интенсивный - это приближение президентских выборов в России. Вспомним, что Грузия атаковала Южную Осетию, как ей казалось, в период "безвластия" в РФ - сразу после перехода власти от
Не случайна в данном контексте кандидатура нового посла США в Армении Джона Хефферна (John A. Heffern). В настоящее время он является заместителем руководителя постоянного представительства США в