Международная кризисная группа (International Crisis Group - ICG) подготовила очередной доклад, посвященный нагорно-карабахскому конфликту. В документе, который носит название "Армения и Азербайджан: предотвращая войну", отмечается, что эскалация фронтовых столкновений, гонка вооружений, военная риторика и сбои в мирных переговорах увеличивают для Армении и Азербайджана вероятность возобновления войны за Нагорный Карабах, которая приведет к масштабным разрушениям в регионе. Корреспондент ИА REGNUM побеседовал с директором Европейских программ ICG Сабиной Фрейзер.

ИА REGNUM: Эксперты приходят к выводу, что усилия президента РФ Дмитрия Медведева на карабахском направлении не привели к позитивным сдвигам. В этом контексте указывается также на провал Астанинского саммита ОБСЕ. Насколько объективны эти оценки?

2010 год был очень сложным для переговоров в рамках Минской группы вокруг документа по базовым принципам урегулирования конфликта. И это весьма позитивно, что, начиная с конца 2008 года, интерес России к поиску решения возрос, а также и то, что президент России был персонально включен в этот процесс. Он встречался с Алиевым и Саргсяном по нескольку часов, как минимум, три раза в 2010 году: в Сочи (январь), Санкт-Петербурге (июнь) и Астрахани (октябрь). К сожалению, единственным осязаемым результатом 2010 года стала договоренность, достигнутая 27 октября в Астрахани, относительно обмена военнопленными и телами убитых.

И Баку, и Ереван утверждают, что они предлагают максимальные уступки. Президент Ильхам Алиев утверждает, что он в значительной степени принял базовые принципы урегулирования конфликта, разработанные в феврале 2010 года, в то время как президент Серж Саргсян придерживается уклончивой позиции.

Большинство армян чувствует, что риск изменения статус-кво в конфликтном регионе перевешивает возможные выгоды. Они говорят, что базовые принципы предполагают их уход с занимаемых позиций без реальных гарантий безопасности, в обмен на смутно определенный "промежуточный статус" для Нагорного Карабаха, который включает обещание провести голосование по окончательному статусу края, но без указания, когда именно будет проведено это голосование и приведет ли оно к независимости. Азербайджанцы утверждают, что любое мирное решение должно сохранить территориальную целостность их государства и гарантировать временно перемещённым лицам (ВПЛ) право на возвращение, в том числе и в сам Нагорный Карабах. В то же время армяне стремятся реализовать право на полное самоопределение (армянского) населения Нагорного Карабаха, в том числе и добиться полной независимости. Выйти из этого порочного круга сложно, но не невозможно. Необходимо подписать документ по базовым принципам, который будет служить первым шагом на пути к комплексному и всеобъемлющему мирному договору. Для этого одна из сторон не должна настаивать на фиксации конкретных сроков, а другая не стараться предвосхитить возможный итог референдума по окончательному статусу Нагорного Карабаха.

ИА REGNUM: Можно ли констатировать, что в 2010 году угроза войны в Нагорном Карабахе возросла? Если да, то каковы перспективы и последствия возможных боевых действий?

Да, угроза войны в Нагорном Карабахе в 2010 году возросла. Речь не о том, что власти стран планируют широкомасштабную войну в краткосрочной перспективе, но локальные стычки, которые уже уносят жизни 30 человек каждый год, могут с легкостью выйти из контроля. Нарушения режима прекращения огня происходят на более широкой территории и с использованием более современного оружия и сложной тактики. Широко применяется снайперское оружие. В августе и сентябре 2010 года, на различных участках линии соприкосновения фиксировалось от трех до восьми перестрелок из стрелкового оружия ежедневно, продолжительностью от 5 до 10 минут. Чем смертоноснее оружие покупают стороны, тем меньше времени им надо на ответную реакцию и спуск крючка, что повышает риск спонтанного конфликта. В 2011 году на линии соприкосновения уже были убиты трое солдат.

Как характеризует положение дел Международная кризисная группа (ICG) в своем отчете от 8 февраля "Армения и Азербайджан: предотвращая войну", сторонам необходимо срочно подписать документ по базовым принципам мирного урегулирования конфликта. Они должны также предпринять меры по повышению уровня доверия, чтобы снизить напряженность и предотвратить возможность возобновления боевых действий.

И без того существенный по объемам военный бюджет Азербайджана в 2010-2011 годах планируется увеличить на 50% - до $3,1 млрд из общего государственного бюджета в размере $15,9 млрд. В период президентства Ильхама Алиева расходы на оборону в Азербайджане увеличились в 20 раз. Руководство этой страны заявляет, что наращивание военной мощи нацелено, в первую очередь, на принуждение Армении к дипломатическим компромиссам.

Но существует реальная угроза спонтанной войны, в которой ни одна из сторон не будет иметь шансов на легкую и быструю победу. Многие в Азербайджане верят, что они могут начать наступление с блицкрига и захватить некоторые оккупированные территории, но они очень быстро окажутся лицом к лицу с необходимостью вести бои в неприступных горах. Армянская сторона, которая контролирует высоты, развяжет серьезную контратаку. Азербайджанское гражданское население более уязвимо, поскольку города и новые поселения для ВПЛ расположены на низменностях, прилегающих к зоне нагорно-карабахского конфликта. Азербайджанская военная авиация и вертолеты могут быть нацелены вглубь Армении, но мощная армянская система ПВО, включающая российские комплексы C-300 с ракетами "земля-воздух" и эскадрилью истребителей-перехватчиков МИГ-29, базирующуюся в Гюмри, делают азербайджанскую авиацию уязвимой.

Чтобы избежать возможности спонтанной (случайной) войны, стороны должны отвести снайперов с линии соприкосновения (в соответствии с рекомендациями ОБСЕ), приостановить проведение крупномасштабных военных учений поблизости от этой линии, оттянуть и исключить применение любой артиллерии и возведение траншей в направлении друг друга. Армения должна прекратить отправку солдат своей регулярной армии для несения службы в Нагорном Карабахе. В то же самое время необходимо многое сделать для изменения статус-кво, который глубоко разрушителен для Азербайджана, и предотвращение конфликта станет наиболее возможным в случае подписания соглашения по базовым принципам урегулирования.

ИА REGNUM: Как вы думаете, способствовал ли росту напряжения в зоне карабахского конфликта отказ Турции от ратификации армяно-турецких протоколов?

Армяно-турецкие протоколы, конечно, оказали влияние на конфликт. Доверие к президенту Армении Сержу Саргсяну и поле для его маневра в 2010 году постоянно сокращались, частично и по причине провала процесса нормализации отношений с Турцией, казавшегося столь перспективным в 2009 году. Сказалась жесткая линия внутренней оппозиции, которая осудила протоколы, подписанные в октябре 2009 года, считая, что они отражают усилия Турции по давлению на Армению в карабахском вопросе и предотвращают возможность принятия резолюций о Геноциде армян законодательными органами различных стран мира.

Азербайджанская сторона мотивирует свою позицию тем, что нормализация армяно-турецких отношений, особенно разблокирование армяно-турецкой границы, не может произойти до тех пор, пока Ереван не начнет отвод войск с оккупированных территорий. Баку оказывает нажим на Анкару, требуя проводить соответствующую политику. Ереван приостановил свою подпись под протоколами, обвинив Турцию в "невыполнении собственных обязательств по ратификации протоколов без предварительных условий и в разумные сроки".

Турецко-армянское примирение могло бы оказать содействие процессу мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Остановка этого процесса может лишь усложнить положение всех сторон.

ИА REGNUM: Источники указывают, что президент Азербайджана Ильхам Алиев отказывается конкретизировать точную дату нового референдума в Нагорном Карабахе. Они считают это одним из главных факторов, препятствующих достижению согласия. Так ли это?

Я сомневаюсь в том, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ когда-нибудь укажут точную дату голосования или же детализируют условия голосования. Все это будет определено после подписания документа по базовым принципам урегулирования конфликта. Основная идея заключается в создании демократических условий для проведения голосования. Я также верю, что азербайджанское население Карабаха должно вернуться, а армянские войска должны быть выведены со всех оккупированных территорий. Тогда пройдет и голосование.

ИА REGNUM: Считаете ли вы, что референдум в Южном Судане, разделивший христианскую и мусульманскую части этой страны, может быть применен в качестве прецедента в карабахском вопросе, где существует точно такой же разделяющий религиозный фактор.

Референдум в Южном Судане обозначил не отделение друг от друга христианской и мусульманской зон, а реализацию комплексного мирного соглашения. 21-ый век - не время для создания религиозно или этнически чистых государств. Если Армения, или любое другое государство, захотят создать этнически или религиозно чистую страну, то они будут вынуждены очень серьезно бороться против глобализации.