Всю суть обсуждений, прогнозов и комментариев как от экспертов, так и от тех, кто себя таковыми считает, относительно назначения Дариги Назарбаевой на пост вице-премьера можно свести к двум основным темам:

  • Назначение — это способ укрепить правительство, сбалансировать отдельные фигуры в нем и избежать излишних рисков в социальной сфере (об этом говорил не только я сам, но и Максим Казначеев, а также Данияр Ашимбаев);
  • Назначение — это часть сценария по транзиту власти, впоследствии Назарбаева станет премьер-министром, и ей передадут власть в стране.

Но остался за кадром вопрос: насколько вообще готова Дарига Назарбаева к такой должности? Хотелось бы раскрыть эту тему — это поможет понять, чего нам ожидать от нее в ближайшее время.

Если посмотреть биографию Дариги Назарбаевой, то выяснится, что она в основном работала в 4 сферах:

  • Общественной (руководство неправительственной некоммерческой организацией) — 2 года в благотворительном фонде «Бобек» (1992−1994), 9 лет работы в Фонде Первого Президента (2007 — по настоящее время);
  • Руководство медиахолдингом — 10 лет руководства телекорпорацией «Хабар», причем на разных должностях;
  • Партийно-политическая работа — 3 года, ушедшие на создание и руководство партией «Асар», а затем уже 9 лет работы в высших органах партии «Нур Отан», куда партия «Асар» влилась;
  • Работа в представительном органе — 6 лет в Мажилисе (нижней палате парламента Казахстана) третьего и пятого созывов; была руководителем депутатской группы, фракции, председателем Комитета по социально-культурному развитию, заместителем председателя Мажилиса.

Как видно, работы именно в исполнительных органах власти в ее послужном списке нет. Правда, как вице-премьер она курирует именно те области, в которых она и работала, потому что в ведении данного вице-премьера находятся Министерство труда и социальной защиты, Министерство культуры и спорта, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения.

Но у нас есть прекрасный способ посмотреть, каков реальный опыт Дариги Назарбаевой на примере ее деятельности в Мажилисе, благо это крайне легко сделать, пользуясь данными ее страницы на сайте Мажилиса (только никто почему-то не пользуется). Дело в том, что работа в Мажилисе происходит в тесном взаимодействии с исполнительной властью, и поэтому этот опыт пригодится ей в дальнейшей деятельности.

Возьмем для анализа несколько показателей: в разработке каких законов она принимала участие, сколько и какие запросы отправляла, сколько встреч проводила в регионах. Такие вещи, как международные переговоры в составе делегаций, можно не брать — их эффективность и реальное значение просчитать крайне сложно. А вот остальное очень наглядно.

Участие в разработке и принятии законопроектов

В течение долгого времени законодательная инициатива в Казахстане принадлежит правительству, а парламент использует ее в меньшей степени, поэтому законопроекты в парламенте в основном обсуждаются и рассматриваются, а не пишутся. Всего в обычный год, когда нет реформ, в парламенте рассматривается около 20 законопроектов в год, из них на отдельный комитет приходится по 2−5 законопроектов.

Дарига Назарбаева работала над следующими законопроектами:

  1. В 2012 году 4 законопроекта, в том числе: О государственном регулировании генно-инженерной деятельности; О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной молодежной политики; О Государственной образовательной накопительной системе; О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ономастики.
  2. В 2013—2015 годах отдельно работа над законопроектами не была зафиксирована.

В целом после 2012 года законотворческая деятельность Дариги Назарбаевой в основном перешла на другой уровень: руководство комитетом, организация правительственных часов — обсуждений с профильным министерством, работа на различных конференциях.

Отправка депутатских запросов

Дарига Назарбаева за время работы в Мажилисе отправила следующие запросы и публичные обращения как сама, так и в группе с другими депутатами:

  1. В 2012 году было 13 запросов, из них 6 групповых и 7 индивидуальных:

— Министру здравоохранения Салидат Каирбековой — о лечении онкогематологических заболеваний у детей, о недопустимости сокращения перечня болезней, требующих госпитализации;

— Комитету по водным ресурсам — о реализации программы «Питьевая вода» на 2002−2010 годы;

— Заместителю премьер-министра Ерболу Орынбаеву — об улучшении финансирования научно-исследовательских институтов и включении институтов некоторых ведомств для грантового финансирования (групповой), о расширении доступности спортивных сооружений для массового занятия населения спортом (групповой);

— Председателю Счетного комитета Ерлану Оксикбаеву — о разработке специального закона о Счетном комитете (групповой);

— Премьер-министру Кариму Масимову — о работе программы «Доступное жилье — 2020» (групповой), о выделении средств на спортивные объекты находящихся на балансе государственных коммерческих юридических лиц (групповой), о развитии комбикормовой промышленности (групповой), о достижении оптимального баланса между экономическим развитием и улучшением социального климата в стране в экономических программах, о комплексных планах правительства по социальной модернизации общества на предстоящее десятилетие;

— Генеральному прокурору Аскару Даулбаеву — о соблюдении законодательства о государственных символах, о соблюдении государственных нормативов социального обеспечения;

— Премьер-министру Серику Ахметову — об анализе трехлетних бюджетов отраслей социальной сферы на 2013−2015 годы;

— Министру образования Бакытжану Жумагулову — о детских суицидах.

2. В 2013 году было 4 запроса, из них 2 индивидуальных и 2 групповых, а также одно обращение:

— Первому заместителю премьер-министра Бахытжану Сагинтаеву — о планах по сейсмоусилению объектов социальной сферы и жилищного фонда города Алматы (групповой), о ввозе в страну зараженного скота (обращение);

— Заместителю премьер-министра Кайрату Келимбетову — по вопросам предлагаемого правительством совершенствования пенсионной системы (создания ЕНПФ и увеличения пенсионного возраста женщин) (групповой);

— Премьер-министру Серику Ахметову — о приватизации активов ФНБ «Самрук-Казына»;

— Министру финансов Бахыту Султанову — по вопросу государственных закупок.

3. В 2014 году было 4 запроса, все они были групповыми:

— Премьер-министру Серику Ахметову — о проблемах семей с инвалидами детства 1-й группы с психоневрологическими заболеваниями старше 18 лет (групповой)

— Министру образования и науки Аслану Саринжапову — о проведении мониторинга и анализа эффективности действующей системы учета детей (групповой);

— Министру здравоохранения Салидат Каирбековой — о лекарственном обеспечении в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи амбулаторных больных (групповой);

— Премьер-министру Кариму Масимову — по вопросам адекватности и обоснованности принципов планирования закупок и распределения учебников (групповой).

4. В 2015 году депутатских запросов не было.

Всего за время работы в Мажилисе Дарига Назарбаева отправила 22 запроса. В принципе, это ниже средних величин — ведь были депутаты, которые вообще не отправляли запросов, и те, кто отправлял по 30 и более в год.

Встречи в регионах

Хотя у нас депутаты выбираются по партийным спискам и не привязаны к конкретным регионам, они тем не менее ездят по стране для встреч с избирателями и активом регионов. Дарига Назарбаева участвовала в следующей работе в регионах:

  1. В 2012 году было 2 поездки, 2 выездных заседания и 1 тур встреч в Астане: поездка в Карагандинскую область и город Алма-Ату, выездное заседание комитета по социально-культурному развитию в Южно-Казахстанской области, выездное заседание Комитета по социально-культурному развитию в Восточно-Казахстанской области, встречи в Астане — посещение образовательных и учебных заведений.
  2. В 2013 году было 4 поездки и одно выездное заседание в Астане: поездка в Кустанайскую область и город Алма-Ату, выездное заседание Комитета по социально-культурному развитию в городе Астане, в городской поликлинике № 1, поездка в Акмолинскую область, в Аршалынский район, поездка в Алма-Атинскую область.
  3. В 2014 году было 2 поездки: поездка в Алма-Ату, поездка в Карагандинскую область.
  4. В 2015 году выезда в регионы не было.

В программу поездки депутата обычно входило посещение и встречи с коллективами учебных и образовательных заведений, принятие граждан в общественных приемных (не в каждую поездку это бывает), выступления в СМИ, встречи в местных филиалах партии и с депутатами Маслихатов (местных представительных органов власти, тоже не всегда это бывает). Обычно депутаты едут группой 3−4 человека, которые представляют один комитет. Всего Дарига Назарбаева во время своих визитов посетила 8 регионов Казахстана из 16.

Выводы

  1. Дарига Назарбаева обладает существенным опытом политика, бизнесмена и управленца. Конечно, ей не хватает аппаратного опыта, но за счет большой и довольно квалифицированной команды, стремления использовать консультантов и накопленного политического веса она быстро сможет это преодолеть, и заблокировать ее, как некоторых других вице-премьеров, не удастся.
  2. Важным ее преимуществом является привычка к публичности, что на фоне действующего правительства, которое на свои заседания не пускало журналистов, а некоторые из его членов не давали интервью более года, выгодно ее отличает. В действующем правительстве критически нужен человек, который может выйти к СМИ или народу и поговорить с ними о проблемах.
  3. Эти навыки еще больше закрепились во время работы в Мажилисе, где необходимо постоянно участвовать в большом количестве встреч с весьма разными аудиториями и в разных местах. Тем более эти встречи помогли создать хорошую сеть деловых контактов.
  4. Кроме того, в отличие от многих чиновников, она умеет держать удар, то есть даже поражение в каком-то раунде политической борьбы не является для нее окончательным, и она может отыграть позиции, что она несколько раз уже делала (в 2001 и 2007 годах).
  5. Как показали запросы и работа над законопроектами, в целом Дарига Назарбаева находится в курсе всех проблем подведомственной ей сферы как на системном уровне, так и на уровне отдельных социальных групп и учреждений.
  6. Единственное, что может пошатнуть ее карьеру в роли вице-премьера — куратора социального блока, это экономический кризис, который заставит принять очень непопулярное решение в социальном блоке и из-за этого уйти в отставку.