Российская "витрина" в ПМР как альтернатива "бегу по граблям" в Бессарабии и Румынии: региональные итоги-2012
В 2012 году, как и прогнозировало ИА REGNUM, события в Бессарабии и Румынии развивались по сценарию "перманентизации" политического кризиса и проявления новых центробежных тенденций, в то время как Приднестровская Молдавская Республика, несмотря на ряд внутриполитических конфликтов, явила собой фактор стабильности в регионе.
Бессарабия: Кризис закончился, да здравствует кризис!
Главным событием года для внутриполитической ситуации в Бессарабии стало избрание в марте президентом страны бывшего главы Высшего совета магистратуры
Появление президента, впрочем, отнюдь не положило конец затяжному политическому кризису в стране. Крупнейшая оппозиционная Партия коммунистов (ПКРМ) до сих пор не признает Тимофти президентом, называет Альянс за евроинтеграцию "узурпаторами" и продолжает требовать роспуска "нелегитимного" парламента, несмотря на то, что сама же отказалась от бойкота его работы и принимает участие в пленарных заседаниях. Что касается АЕИ, то избрание президента несколько сгладило отношения между партиями правящей коалиции, позволив им переключить внимание на борьбу с оппозиционной компартией. В апреле подконтрольный правящему альянсу Координационный совет по телевидению и радиовещанию отозвал лицензию у прокоммунистического телеканала NIT, а в июле по инициативе либералов парламент принял решение об осуждении тоталитарного коммунистического режима и запрете коммунистической символики ("серп и молот"), которую до сих пор использовала в качестве партийной символики ПКРМ.
В рядах самой Компартии между тем продолжился и углубился раскол. За год ряды ее парламентской фракции покинули еще 5 депутатов:
Главным же провалом левых и левоцентристов в минувшем году стал крах инициативы социал-демократов о проведении референдума о присоединении Молдавии к
В то же время продолжается консолидация румыноунионистских организаций с обоих берегов Прута. Специально созданная для координации этого процесса гражданская платформа Actiunea-2012 провела целую серию громких акций и шествий в различных городах Бессарабии. При этом "Марши объединения" в бессарабских городах Кишинев, Кагул и Бельцы в большинстве своем заканчивались столкновениями со сторонниками молдавской государственности, и во избежание открытых столкновений и насилия полиции неоднократно приходилось эвакуировать унионистов с места событий.
В этом же году бессарабская судебная система окончательно легализовала идеологию румыноунионизма в Бессарабии. 24 октября Высшая судебная палата РМ приняла не подлежащее обжалованию решение обязать министерство юстиции зарегистрировать новый устав румыноунионистской Национал-либеральной партии (НЛП), в котором целью партии объявлено объединение Молдавии с Румынией. Стоит отметить, что ранее, в начале июля, такое же решение приняла кишиневская Апелляционная палата.
Другим успехом румыноунионистов стала кампания по выборам в парламент Румынии. В рамках кампании гражданская платформа Actiunea-2012 инициировала румыноунионистский "Пакт для Бессарабии", предусматривающий скорейшее присоединение Бессарабии к Румынии. В итоге данный документ подписали более 400 кандидатов в депутаты, среди которых представители почти всех основных румынских партий, участвующих в выборах, в том числе все четверо претендентов на депутатское кресло по второму зарубежному округу, включающему в себя Бессарабию. Выборы на данном участке превратились в соревнование, кто из кандидатов больше других "хочет присоединить Бессарабию". А один из кандидатов
Несмотря на фиксируемое соцопросами продолжающееся снижение общественной поддержки курса "евроинтеграции", власти страны продолжают говорить о его "необратимости" и даже пытаться придать ему характер национальной идеи. 25 мая парламент под давлением ЕС и вопреки позиции большинства населения и церкви принял в двух чтениях "Закон об обеспечении равенства", защищающий права сексуальных меньшинств. Поддержать пошатнувшиеся позиции сторонников "евроинтеграции" в Кишинев в августе прибыла канцлер Германии
Деавтономизация Гагаузии и автономизация Бельц
На фоне нарастания "евроинтеграционного" психоза бессарабской власти с новой силой заявили о себе регионалистские центробежные тенденции, причем на этот раз не только на юге, но и на севере страны. Политический класс Гагаузии, впрочем, вплоть до октября был занят подготовкой, а затем и "разбором полетов" по итогам главного внутриполитического события автономии - выборов в Народное собрание (парламент) Гагаузии. По итогам выборов большинство в НСГ удалось сформировать движению "Новая Гагаузия" комратского мэра
Это, впрочем, не помешало представителям "Новой Гагаузии" в Народном собрании уже 30 ноября вместе с другими депутатами НСГ единогласно проголосовать в поддержку инициативы о проведении в автономии местного консультативного референдума по вопросу о присоединении Молдавии к Таможенному союзу России-Белоруссии-Казахстана. Впоследствии, однако, депутаты НСГ от "Новой Гагаузии" стали открещиваться от данной инициативы. В свою очередь депутаты НСГ от Партии коммунистов заявили, что руководство Народного собрания пытается отменить уже принятое решение о проведении плебисцита под давлением из Кишинева. При этом депутаты-коммунисты предполагают, что именно ДПМ заставляет руководителей НСГ отказаться от неудобной для кишиневских властей инициативы о референдуме.
В целом же, Гагаузия в 2012 году, в отличие от предыдущих нескольких лет, оказалась на задворках общереспубликанской политики, практически отказавшись от собственной альтернативной Кишиневу политической повестки дня. Даже политические силы Гагаузии, ранее продвигавшие автономный политический дискурс, пошли на тесное сближение (вплоть до слияния) с кишиневскими партиями, в результате чего гагаузская политика все более превращается лишь в слабую и вторичную тень кишиневского политического "междусобойчика".
На этом фоне роль центра протестных политических настроений переместилась в "северную столицу" - второй по величине, преимущественно русскоязычный город Бессарабии Бельцы. Помимо уже упомянутых столкновений между румыноунионистами и сторонниками молдавской государственности Бельцы в минувшем году отметились целым рядом громких инициатив, неизменно приводивших к конфликтам с Кишиневом. Сначала Муниципальный совет Бельц, где большинство мест принадлежит Компартии, потребовал от Кишинева переводить всю корреспонденцию на русский язык, затем присвоил официальный статус, наряду с официальным румынским триколором, красно-синему знамени с гербом средневекового Молдавского княжества и, наконец, инициировал проведение референдума об автономии Бельц. Последние два решения, впрочем, были тут же отменены судом по требованию кишиневской Госканцелярии. А инициатива о Бельцкой автономии была перехвачена правительством и в примитивизированной и безопасной для Кишинева форме (формального наделения Бельц статусом административно-территориальной единицы второго уровня, как и в случае со столицей Кишиневом, однако без наделения значимыми дополнительными полномочиями) реализована центральными властями.
В целом, несмотря на активизацию протестных настроений в Бельцах, Кишиневу пока удается административно обыгрывать недостаточно опытных в политическом плане представителей бельцких властей. С учетом сохранения высокого градуса протестных настроений среди населения Бельц, в наступившем году стоит ожидать продолжения противостояния местных властей с центром с потенциальной перспективой превращения Бельц в еще одну стабильно "горячую" в политическом плане точку на карте страны. Перспективной для "северной столицы" РМ, как и для Гагаузии (в случае сохранения ею остаточных автономистских настроений), является ориентация на Приднестровскую Молдавскую Республику. Актуальность такого выбора подтверждается и прозвучавшим под занавес года от президента ПМР
Молдавско-приднестровское урегулирование: "малыми шагами" в противоположных направлениях
Начало 2012 года характеризовалось подогреваемым из Кишинева обострением ситуации в Зоне безопасности после того, как 1 января на посту Совместных миротворческих сил №9 российский миротворец смертельно ранил пьяного жителя близлежащего молдавского села Пырыта, неоднократно атаковавшего миротворческий пост за рулем не принадлежавшего ему автомобиля и при отсутствии водительских прав. В ходе организованных Кишиневом протестов жителей близлежащих сел, граждане РМ на протяжении двух недель ежедневно продолжали атаковать миротворческий пост и разрушать его инфраструктуру. 13 января Объединенная контрольная комиссия, координирующая миротворческую операцию на Днестре, обратилась к сторонам с рекомендацией не допускать действий, дестабилизирующих обстановку на центральном участке Зоны безопасности, после чего ситуация в районе поста №9 стабилизировалась.
В течение года бессарабские и российские следственные органы проводили параллельное расследование инцидента, периодически обвиняя друг друга в отказе от сотрудничества, сокрытии улик и препятствовании следственным действиям. В итоге в декабре МИД РФ проинформировал о том, что применение оружия российским миротворцем было признано судом правомерным, и уголовное дело в отношении него было прекращено за отсутствием состава преступления. В свою очередь Генпрокуратура РМ заявила, что не согласна с судебным вердиктом и продолжит преследование оправданного судом российского миротворца.
Так или иначе, сам инцидент на посту №9 послужил поводом для активизации противоречащих ранее достигнутым договоренностям требований Кишинева о ликвидации миротворческих постов и преобразовании формата миротворческой операции. Данное требование в течение года окончательно закрепилось в официальной позиции Кишинева, наряду с продолжающимися (и также противоречащими Соглашению о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта) требованиями о выводе с территории ПМР Оперативной группы российских войск (ОГРВ), охраняющей складированные там российские вооружения. При этом, несмотря на постоянные попытки подвергнуть сомнению и дискредитации мандат России на выполнение миротворческой миссии и требования вывести российские войска из ПМР, звучащие на протяжении трех с лишним лет нахождения у власти в РМ Альянса за евроинтеграцию, о своем выходе из Соглашения 1992 года Кишинев до сих пор не объявил.
Главным нововведением вступившего в конце 2011 года в должность президента ПМР Евгения Шевчука в молдавско-приднестровском урегулировании стала предложенная им тактика "малых шагов", заключающаяся в поэтапном решении сторонами социально-экономических вопросов без перехода к политическим аспектам урегулирования. Несмотря на закрепление данного принципа в официальной повестке дня переговорного процесса, сначала Кишинев, а следом и такие посредники, как
Главным и единственным существенным достижением тактики малых шагов в плане решения конкретных проблем между сторонами стало принятое в марте решение о возобновлении грузового железнодорожного сообщения через территорию Приднестровья. Ни по поводу обещанного расширения пассажирского железнодорожного сообщения, ни по вопросу восстановления телефонной связи между РМ и ПМР сторонам договориться так и не удалось ввиду выдвигаемых Кишиневом заведомо неприемлемых политических условий. К концу года переговоры по большинству социально-экономических вопросов зашли в тупик. В целом же, взятая на вооружение Приднестровьем тактика "малых шагов" достигла, по крайней мере, одной из своих косвенных целей - лишний раз продемонстрировала недоговороспособность молдавской стороны. К настоящему моменту тактика "малых шагов" практически исчерпала себя, и вероятно уже в наступившем году ей на смену придет более жесткая и конфликтная модель переговорного процесса, при которой сторонам будет все сложнее делать шаги навстречу даже в социально-экономической сфере.
Приднестровская Молдавская Республика: "Знак Рогозина" и новая национальная идея
Внутриполитическая ситуация в Приднестровье в 2012 году характеризовалась относительной стабильностью с отдельными элементами противостояния команды нового президента Евгения Шевчука с партией "Обновление", по-прежнему контролирующей большинство в Верховном совете ПМР, и с бывшими чиновниками периода пребывания у власти
Периодические "бодания" президента с парламентом в большинстве случаев завершались в пользу главы государства. Несмотря на прогнозы ряда политиков и экспертов, Шевчук не пошел по сценарию роспуска Верховного совета. Вместо этого он попытался консолидировать свои позиции в нынешнем депутатском составе, сформировав лояльную себе неформальную депутатскую группу из порядка 12 парламентариев. В то же время большинство в ВС по-прежнему остается за оппозиционной президенту партией "Обновление". Это значит, что в будущем году противостояние президента с парламентом может пойти по пути еще большего обострения и привести либо к переформатированию баланса сил в ВС, либо к попытке провоцирования его досрочного роспуска.
Осенью в Приднестровье была утверждена новая редакция Концепции внешней политики. В документе закреплен курс на построение независимого государства, а национальной идеей Приднестровья названа евразийская интеграция. Переговорный процесс с Кишиневом назван вторым приоритетом внешней политики республики, при этом принципы и цели переговорного процесса остались неизменными - это поиск двумя равноправными сторонами конфликта - Приднестровьем и Молдавией - взаимоприемлемых решений по всему спектру двусторонних отношений. В новой концепции внешней политики Приднестровье заявляет о незыблемости действующего миротворческого формата, выступает за его сохранение и развитие "вплоть до достижения справедливого, всеобъемлющего и окончательного политического урегулирования конфликта между Молдавией и Приднестровьем".
Заметным и знаковым событием для Приднестровья в минувшем году стало назначение на пост спецпредставителя президента РФ по Приднестровью вице-премьера РФ
Экономическая ситуация в ПМР продолжает оставаться тяжелой. За минувший год властям удалось снизить дефицит бюджета с почти 70% (в бюджете-2012) до 48% (в пока не утвержденном президентом бюджете-2013). Благодаря финансовой поддержке России, а также действиям Центробанка ПМР золотовалютные резервы республики удалось поднять от отрицательного значения в начале года до почти $80 млн. в декабре. Тем не менее, вопросы дальнейшей экономической стабилизации в ПМР и оказания республике как финансовой, так и экспертной и технической поддержки со стороны России останутся актуальными и в 2013 году.
Румыния: Социал-либеральный хрен либерально-демократической редьки не слаще
Острейший политический кризис заставил Румынию в минувшем году несколько отставить в сторону геополитические игры и традиционные экспансионистские устремления и сконцентрироваться на внутренних проблемах. В феврале на волне протестных выступлений, захлестнувших многие города Румынии, ушло в отставку правительство
При этом дожидаться окончания второго президентского срока
9 декабря в Румынии состоялись парламентские выборы, на которых Социал-либеральный союз одержал убедительную победу, набрав 58,63% голосов на выборах в Палату депутатов и 60,1% - на выборах в Сенат. Пропрезидентский Альянс "Правая Румыния", созданный вокруг Либерально-демократической партии, набрал 16,5% голосов на выборах в нижнюю палату и 16,6% - в верхнюю палату. В парламент также прошли Партия народа
Несмотря на то, что оппоненты Виктора Понты и Крина Антонеску во внутриполитической полемике относят их чуть ли не к русофильскому политическому спектру, смена власти в Румынии отнюдь не способствовала улучшению румыно-российских отношений. Напротив, после смены правящей коалиции отношения двух стран потряс целый ряд политических и шпионских скандалов, а новая власть в своих действиях и заявлениях оказалась ничуть не менее антироссийской, чем предыдущая.
В октябре в Бухаресте произошло ДТП с участием автомобиля посольства России в Румынии. По данным румынских СМИ, автомобиль, за рулем которого находился российский дипломат в статусе секретаря посольства, сбил 19-летнюю девушку, которая была госпитализирована в местную больницу. При этом дипломат отказался проходить тест на содержание алкоголя в крови и другие биологические исследования, воспользовавшись правом на дипломатический иммунитет. Румынская сторона передала России запрос о снятии иммунитета с российского дипломата, однако получила отказ со ссылкой на Венскую конвенцию о дипломатических отношениях. 24 октября в соответствии с положениями данной конвенции российский дипломат выехал с территории Румынии. Румынская сторона, однако, осталась недовольна "жестом" российской дипломатии, заявив, что отказ в снятии иммунитета с дипломата "может оказать негативное влияние на общественное восприятие подхода российской стороны", а "ответственность за последствия, спровоцированные таким шагом, ложится полностью и исключительно на российскую сторону".
Спустя несколько дней Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом Румынии задержал в аэропорту гражданина России, подозреваемого в промышленном шпионаже. По утверждению румынских правоохранителей, 42-летний гражданин РФ был задержан, когда пытался покинуть Румынию, имея при себе документы и геологические карты румынских государственных структур с информацией о залежах редкоземельных металлов и меди в румынском регионе Новая Молдавия (Moldova Noua). В свою очередь в посольстве России заявили, что не были проинформированы о задержании российского гражданина, несмотря на то, что Бухарест обязан был это сделать согласно международному законодательству. Вместо этого румынская сторона, вопреки дипломатической практике, решила придать инциденту медийный резонанс, и посольство РФ узнало о задержании своего гражданина из СМИ.
Менее двух недель спустя в эпицентр дипломатического скандала угодил уже румынский дипломат. В начале ноября военный атташе Румынии в Молдавии полковник
Обострились российско-румынские отношения и на международной арене. На осенней сессии
Краткие выводы
Бессарабия. Продолжающиеся попытки России найти ответственного и договороспособного партнера среди действующих бессарабских партий - как правящих, так и оппозиционных - проваливаются одна за другой, с каждым разом все более напоминая "бег по граблям". Аналогично обстоят дела со ставкой российской дипломатии в регионе на погрязших в коррупции "профессиональных друзей России" и "профессиональных соотечественников". Единственным надежным партнером и ориентиром для России в регионе является пророссийски настроенное в подавляющем своем большинстве бессарабское общество, что демонстрируется всеми социологическими исследованиями. Перспективной также является работа с наиболее пророссийски настроенными регионами РМ (в первую очередь - Гагаузией и Бельцами) в направлении их ориентации и "ассоциации" с главным проводником российских интересов в регионе - Приднестровской Молдавской Республикой.
ПМР. Интересам России соответствует дальнейшее закрепление за Приднестровьем главного регионального фактора стабильности, гражданской ответственности и экономического развития с перспективой превращения ПМР в привлекательную пророссийскую "витрину" в регионе. Именно этот стратегический сценарий, а не сдача пророссийского Приднестровья русофобским кишиневским властям, представляется наиболее надежным (и не столь уж затратным с учетом геополитических ставок) механизмом удержания в своей сфере влияния не только ПМР, но и соседней Бессарабии. В этой связи интересам России соответствует дальнейшая стабилизация политической и экономической ситуации в ПМР, недопущение обострения внутриполитических конфликтов и расшатывания социально-политической ситуации, а также нахождение эффективной модели включения Приднестровья в евразийские интеграционные процессы.
Румыния. Пророссийской (или хотя бы не антироссийской) власти в Румынии нет и в обозримой перспективе не предвидится. Практика показывает, что только обострения политических кризисов заставляют Бухарест умерять свои экспансионистские устремления и однозначно враждебные России геополитические региональные амбиции. Таким образом, интересы России на данном этапе следуют в русле объективного процесса "перманентизации" политического кризиса и центробежных тенденций в Румынии, заставляющих Бухарест концентрироваться на внутриполитических проблемах. В то же время активная самостоятельная игра России на внутрирумынских противоречиях представляется маловероятной, учитывая ее неспособность к адекватным и результативным действиям даже в Бессарабии. Поэтому иллюзорная "рука Москвы" еще долго будет оставаться всего лишь пугалом, используемым политиками по обе стороны Прута для устрашения ворон в своем огороде. На этом фоне румыно-российский диалог на уровне экспертов, историков и представителей гражданского общества с перспективой выхода на компромиссные решения спорных вопросов, призывы к которому были озвучены в последнее время, представляется столь же бесперспективной и бессмысленной затеей, как и, например, российско-латвийская комиссия историков.