Сдача внешнеполитических позиций РФ, "анархизация" Бессарабии и Румынии, и ПМР как фактор стабильности: региональные итоги-2011
В 2011 году факторами общерегионального масштаба для Бессарабии, Приднестровья и Румынии стали продолжающийся уже третий год бессарабский политический кризис, смена руководства Приднестровья, возобновление после почти шестилетнего перерыва переговоров по молдавско-приднестровскому урегулированию в формате "5+2" и румыно-американская договоренность о размещении на территории Румынии элементов противоракетной обороны США.
В Бессарабии на протяжении всего года продолжалась (и так и не завершилась) эпопея с избранием президента, сопровождающаяся все более углубляющимися противоречиями не только между правящим Альянсом за евроинтеграцию (АЕИ) и оппозиционной Компартией, но и между партиями и персоналиями самого АЕИ - в первую очередь, между премьером, либерал-демократом
В ноябре раскол возник уже в самой Партии коммунистов. Бывший кандидат в мэры столицы Игорь Додон покинул партию и фракцию вместе с двумя коллегами-депутатами
Проведенные в конце 2011 года социологические исследования, в частности наиболее авторитетный "Барометр общественного мнения" продемонстрировали еще одну существенную для бессарабской политической жизни тенденцию, на этот раз касающуюся внешнеполитических предпочтений общества. Так доминировавший на протяжении последних 5-7 лет проевропейский вектор, некогда объявленный "консенсусным" выбором всего общества и политического класса Бессарабии, резко утратил свои позиции. Популярность идеи интеграции в ЕС в соцопросах впервые опустилась ниже 50-процентной отметки. А поставленные перед выбором - интеграция в ЕС или в
Летом 2011 года также возник очередной конфликт между Кишиневом и Комратом. Поводом для нового противостояния послужил отказ Минпросвещения РМ в пересдаче экзамена более чем 100 выпускникам из преимущественно русскоязычной Гагаузии, получившим неудовлетворительные экзаменационные оценки по молдавскому языку и литературе. В результате на протяжении целого года они не смогут поступить в высшие учебные заведения РМ. Пойдя на ряд принципиальных мер, в частности, утвердив собственный образец диплома бакалавра без отметки по госязыку и потребовав отставки министра просвещения РМ, законодательные и исполнительные власти Гагаузии однако впоследствии отступили, согласившись на "компромиссный вариант" Кишинева, не учитывающий интересы автономии и ее жителей. В соответствии с кишиневским "компромиссом", гагаузские лицеисты, не сдавшие экзамен по госязыку на степень бакалавра, не смогут ни поступить в вузы, ни пересдать экзамен до лета 2012 года, однако с барского плеча Кишинева им позволено продолжить свое обучение в ПТУ и колледжах. При этом в 2012 году они все равно будут вынуждены пересдать экзамен.
Несмотря на очевидное политическое поражение властей Гагаузии в новом конфликте с Кишиневом, даже весьма скромное противостояние Кишиневу властями автономии позволило башкану Гагаузии
Несмотря на то, что система власти в Бессарабии остается неполноценной ввиду неизбрания президента, в 2011 году, в основном, благодаря давлению со стороны посредников и наблюдателей в процессе молдавско-приднестровского урегулирования, удалось достичь договоренности о возобновлении после почти 6-летнего перерыва прерванной в 2006 году Кишиневом официальной работы формата "5+2" по урегулированию конфликта на Днестре. Первая встреча состоялась 30 ноября - 1 декабря в Вильнюсе (ввиду председательства Литвы в
Внешнеполитическая позиция России в процессе молдавско-приднестровского урегулирования на протяжении года характеризовалась радикализацией тенденции к последовательной сдаче позиций Приднестровской Молдавской Республики в пользу поддержки "территориальной целостности Республики Молдова". 27 августа 2011 года, поздравляя и.о. президента РМ, спикера парламента
В ходе состоявшегося 22 ноября визита главы МИД РФ
Другим "ключом" к определению позиции России в регионе в целом и в процессе молдавско-приднестровского урегулирования в частности в минувшем году стало грубое вмешательство в предвыборную кампанию по выборам президента Приднестровья. Кремль безуспешно попытался добиться отказа действующего президента
Поражение "кандидата Кремля" на выборах президента ПМР однако не повлекло за собой пересмотра позиций России относительно Приднестровья, и за несколько дней до нового года МИД РФ отметился заявлением, в котором в угоду официальному Кишиневу назвал ПМР "приднестровским регионом", президента ПМР - "главой администрации региона", а также заявил, что ожидает от нового президента Приднестровья "компромисса" с Кишиневом.
Еще одним элементом мозаики российской политики в отношении Приднестровья в минувшем году можно считать прекращение с 1 июля 2011 года посольством России в Кишиневе приёма документов на получение российского гражданства в выездном консульском пункте в столице ПМР Тирасполе. В российской дипмисии это объяснили "снижением потока желающих", а заведующий консульским отделом посольства России в Кишиневе
В то же время, на практике заявления и аргументация российских дипломатов оказались несостоятельны. 12 августа ИА REGNUM опубликовало репортаж с места событий, опросив стоявших в очереди у здания посольства РФ в Кишиневе приднестровцев, вынужденных ради того, чтобы подать документы на получение российского гражданства, специально приезжать в соседнее государство, которое к тому же не очень гостеприимно к ним настроено. А 22 августа председатель Союза молдаван Приднестровья
Говоря о главных событиях общерегионального звучания в самой западной стране региона - Румынии - стоит отметить предпринятые в 2011 году новые попытки венгров Трансильвании "узаконить" - на этот раз через Брюссель - непризнанный Бухарестом Секуйский край. В конце мая 2011 года группа румынских европарламентариев от Демократического союза венгров Румынии во главе с вице-председателем
Вместе с тем, в румынской Трансильвании в прошедшем году дало заметные "первые всходы" вступившее в силу в Венгрии с 1 января 2011 года, новое законодательство о предоставлении второго венгерского гражданства представителям диаспоры, которое предоставляет им те же избирательные права, что и гражданам в самой Венгрии. По данным официального Будапешта, озвученным в декабре премьер-министром Венгрии
На уровне официальных заявлений Будапешт продолжает "через голову" Бухареста поддерживать стремление румынских венгров к автономии и сохранению идентичности. В то же время неизменной остается и позиция официального Бухареста, стремящегося любыми способами - в том числе посредством предложенной в 2011 году президентом
Главным внешнеполитическим провалом Румынии в минувшем году стало торпедирование рядом европейских стран ее (в "пакете" с соседней Болгарией) амбиций о вхождении в Шенгенскую зону. Сначала отсрочить вступление Румынии и Болгарии в
Главным "вкладом" находящейся в состоянии непрерывного политического и социального кризиса Румынии в региональную безопасность стала достигнутая в сентябре 2011 года окончательная договоренность с США относительно размещения на румынской территории элементов американской противоракетной обороны. Со стороны Кишинева официальной реакции на этот счет не последовало, а Приднестровье снова предложило России использовать свою территорию для ответных шагов на действия США в Восточной Европе. Так, комментируя сделанные 23 ноября президентом РФ Дмитрием Медведевым заявления по ПРО, 24 ноября глава МИД Приднестровской Молдавской Республики
Таким образом, можно констатировать, что 2011 год стал годом последовательной сдачи Россией позиций в регионе, необходимость восстановления которых в наступившем году может быть связана с кардинальным и концептуальным пересмотром политики Москвы в регионе, а также с развитием получившей поддержку со стороны населения Бессарабии и Приднестровья инициативы Владимира Путина о создании
Бессарабия подошла к рубежу 2012 года в состоянии еще более глубокого, чем год назад социально-политического кризиса, сопровождающегося беспрецедентным уровнем отчаяния и недовольства населения, что позволяет прогнозировать в наступившем году радикализацию протестных настроений, которые могут обернуться спонтанным и неконтролируемым социально-политическим "взрывом". Тот факт, что протестные настроения населения направлены как против партий правящего альянса, так и против парламентской коммунистической оппозиции (согласно социологическим исследованиям, наблюдается одновременное снижение рейтинга и партий АЕИ, и ПКРМ), благоприятствует появлению в стране новой протестной политической силы, успех которой будет прямо пропорционален ее независимости от всех ведущих политических кланов.
Схожая ситуация ожидается в Румынии, где радикализация протестных настроений идет рука об руку с усугублением политического и социально-экономического кризиса, а недовольство населения направлено как против действующей власти, так и против системной оппозиции, которая окончательно утратила протестную инициативу, оказавшуюся в руках спонтанно самоорганизующихся активных и анархически настроенных групп населения.
Наиболее благоприятен в этом смысле политический прогноз на 2012 год для Приднестровской Молдавской Республики. После прошедшей мирной и демократичной - на зависть соседям - смены власти в республике, Приднестровье в 2012 году имеет шанс стать единственным и важнейшим фактором стабильности и развития в регионе. В условиях все более погружающейся в анархию соседней Бессарабии, ПМР с ее новым молодым лидером может стать точкой притяжения и симпатий для населения правобережья Днестра, для которого навязываемая до сих пор в качестве страшилки "приднестровизация РМ" может, напротив, приобрести роль "света в конце туннеля". В то же время региональная и международная конъюнктура не благоприятствуют скорому урегулированию молдавско-приднестровского конфликта. А, значит, Днестр будет все более приобретать роль не только границы геополитической и цивилизационной, но и становиться линией все более контрастного раздела между территорией стабильности, демократизации, гражданской ответственности и экономического роста и территорией кризиса, деградации, анархии и хаоса.