Кинетическое искусство России XX века в Новой Третьяковке — фоторепортаж
Новая Третьяковка открылась после коронавирусных ограничений выставкой «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России», фоторепортаж ИА REGNUM.
Проект приехал из санкт-петербургского «Манежа», где выставлялся весной 2020 года. Третьяковская галерея предоставила большую площадь для экспозиции, используя архитектуру Западного крыла Новой Третьяковки. Выставочный проект совместными усилиями расширили и показали около 400 произведений кинетического искусства.
В московском варианте выставка объединила крупномасштабные объекты, трансформирующиеся скульптуры, оптическую живопись, графику, коллаж, фотографии, видеопроекции, звуковые и световые инсталляции, также расширился список художников, появились специальные видеозалы.
Экспозиция демонстрирует широкую панораму развития кинетического искусства в 1960—1970-х годах, прослеживая его связь с авангардистскими экспериментами начала века и художественными практиками современности.
Выставка состоит из четырех разделов, в каждом из которых предпринята попытка выявить наиболее характерные черты кинетизма и показать историю развития его основных идей. Подход, используемый при создании художниками выставленных предметов, дозволяет поместить их в другой раздел и по-новому осмыслить идеи, заложенные в них авторами.
В трех залах расположились «Лаборатория зрения», «Лаборатории среды» и «Лаборатория искусствометрии». Четвертый зал «Лаборатория синтезии» — это не только предметы, но и звуковые инсталляции.
«Самый интересный объект Августа Ланина — это питерский художник, который вывел закономерность между светом, звуком и формой. Некий алфавит синтеза создал, одному звуку соответствовал цвет. Это некое продолжение идей Скрябина. Звуку соответствует цвет. На основе этого алфавита создавал залы и релаксационные комнаты. В 70-е годы комнаты создавались, в частности, для релаксации космонавтов, чтобы они могли чувствовать приближенные ощущения к Земле. Уйти от ограниченности космоса или восстановиться после невесомости», — делится впечатлением искусствовед Алиса Прохорова.
«Самый оригинальный проект Бориса Стучебрюкова «Мобилер». Это пружина, которая приводится в движение при помощи кнопки. За две минуты она «эволюционирует»: из одного положения превращается в другое и возвращается в первоначальное положение»,— рассказывает технический руководитель проекта Павел Борисович Кожухин.
Идея кинетизма — малоизученная тема в русском искусстве. Но она одна из самых ярких. Все эти произведения поместили в разные разделы, их можно перемещать и выявлять зерно, в них использован мультисенсорный подход. Попытка взглянуть на искусство как на калейдоскоп разных течений и множество знаний.
Выставка продлится до 10 мая 2021 года.