Бизнесмен Дмитрий Фирташ, которого называют одним из спонсоров нынешней украинской оппозиции, намерен стать партнером "Газпрома". Как отмечают "Ведомости", для России такое партнерство вряд ли будет выгодным. Бизнесмен уже давно известен у себя на родине как человек, активно поддерживающий политиков, продвигающих антироссийскую риторику. Принадлежащая Фирташу группа Ostchem на сегодняшний день уже является одним из основных импортеров газа на Украину. С января текущего года Оstchem покупает у российского "Газпрома" больше газа, чем "Нафтогаз", вынужденный резко снизить закупки из-за отказа "Газпрома" давать ему авансы.

По мнению аналитиков рынка, в газовом бизнесе Фирташ реализует целенаправленную стратегию, направленную на банкротство государственного "Нафтогаза". Однако если украинскому олигарху удастся осуществить задуманное, в проигрыше окажутся все: как сама Украина, так и российский "Газпром". "Человек, который получит контроль над ГТС, станет самым влиятельным на Украине, и на него не будет никаких рычагов давления. Но нужно понимать, что бизнесмен легко может набрать такой вес, что перестанет быть партнером и начнет создавать России одни проблемы. По всей видимости, он не признает иных интересов, кроме собственной выгоды", - констатирует директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Однако опасность Фирташа для России связана не только с возможной монополизацией украинской газовой отрасли в его руках. Продолжающиеся уже третью неделю беспорядки и митинги украинской оппозиции на Майдане также не обходятся без непосредственного участия Фирташа. Именно Дмитрий Фирташ, стремящийся сегодня стать главным партнером российского "Газпрома", спонсирует радикальную украинскую оппозицию в лице Кличко, Тягнибока и Яценюка. Активные попытки Кличко откреститься от Фирташа в эфире российского либерального телеканала "Дождь" сильно противоречат многочисленным сообщениям в украинской и российской прессе о том, что Фирташ - один из спонсоров партии "Удар".

Между тем, пока Дмитрий Фирташ пытается претендовать на сотрудничество с российской госкорпорацией, финансируемый им же Евромайдан, похоже, окончательно зашел в тупик. Причем, если самому Фирташу подобный хаос может быть выгоден, то для самой Украины стояние на Майдане превращается в непозволительную финансовую роскошь.

Продолжающиеся стычки с милицией, блокированная работа ключевых госучреждений по факту не отвечают ничьим разумным интересам. Протестные выступления, начавшиеся из-за неподписания соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом, сегодня, похоже, превратились в протест ради самого протеста. "Если бы мы пошли на подписание того варианта документа, то могли бы начаться тяжелые процессы. Поэтому и было решение отложить подписание", - заявил на днях первый вице-премьер Украины Сергей Арбузов.

Но сегодня его слова едва ли будут услышаны лидерами оппозиционного движения. Как отмечают эксперты-политологи, действия украинской оппозиции сегодня становятся все более непоследовательными. Взять, к примеру, призывы Кличко привлечь к круглому столу переговоров европейскую общественность. О ком именно идет речь? Уж не о главе ли националистической партии Голландии Герде Вилдерсе или его коллеги из Франции Марин Ле Пен, весьма последовательно выступающих против влияния Евросоюза на экономику своих стран? Будучи последовательными либералами и демократами, коими себя пытаются позиционировать украинские оппозиционеры, можно привлечь к обсуждению общественность стран Таможенного союза или с тот же Китай. Не говоря уже о том, что оппозиционеры, похоже, попросту игнорируют мнение огромного количества граждан своей же страны, откровенно не поддерживающих Майдан.

Дальнейшая эскалация конфликта, раздуваемого украинской оппозицией, как отмечают политологи, может привести к тому, что Украина в итоге пойдет по киргизскому сценарию 2010 года. "Там тоже все началось с уверений в мирном характере шествий и митингов. Вот только по пути к конечной точке молодежь дружно запаслась камнями. И эти камни "пошли в ход сразу по прибытии", - вспоминает журналист Александр Гришин. Директор киевского Института глобальных стратегий Вадим Карасев констатирует, что у украинской оппозиции нет политических методов для решения задач, и в итоге она лишь затягивает Майдан, откладывая его неминуемый крах.