Архангельская область может потерять уникальный музей народного искусства в Лядинах
Архангельская область, 24 января, 2011, 10:43 — ИА Регнум. Архангельская область может потерять уникальный музей народного искусства, созданный при начальной школе в селе Лядины Каргопольского района. Корреспондент ИА REGNUM побывал в школе, здание которой пока еще существует.
Старинное село Лядины расположено в 35 км от города Каргополя. Известно оно храмовым ансамблем, на который регулярно приезжают посмотреть туристы. Ансамбль деревянного зодчества был построен в XVIII веке, он включает в себя шатровый Покровский храм с расписными небесами, многоглавый Богоявленский храм и шатровую колокольню. После храма самым красивым зданием в селе без преувеличения можно назвать здание школы, которую до последнего времени возглавляла Надежда Ворощук, неоднократный участник и призер областного конкурса "Директор года". Силами этой женщины и коллектива педагогов на базе школы появился музей народного творчества. Они собрали в здании школы экспонаты народной культуры, предметы быта, одежду и многое другое, что сейчас с гордостью показывают туристам. Детей во время занятий учили народным промыслам, и теперь во всем здании на полах постелены самотканые коврики, висят самодельные тканые и вышитые картины.
В настоящее время - зимой - здание отапливается частично, на это просто не выделено средств. Точнее, они выделены, но если поднять температуру в здании выше чем 4 градуса тепла, то денег хватит не более чем на 2 месяца. С января 2011 года начальная школа в селе Лядины закрыта для учеников. Школа была малокомплектной, и для того, чтобы министерство образования профинансировало школу, просто не хватило учеников. Нужно было как минимум 15 человек, а в школе обучалось около 10 детей. Теперь ученики этой школы будут ездить в соседнее село за 20 км, а что делать с тем наследием, которое оставили после себя дети и коллектив педагогов, - пока не ясно. А это действительно культурное наследие.
Например, коллектив детей и педагогов вырастили лен, обработали его и получили собственную льняную нить. Эта технология полностью повторяет историческую, при изготовлении нити были использованы примитивные оружия труда. И одно только это можно назвать огромным достижением. В одном из классов школы стоит несколько ткацких станков, на которых ученики сами ткали ткань. Из нее были сшиты несколько сарафанов, часть из которых завоевывали призы на конкурсах народного творчества. "Привлекая детей к творчеству, мы формировали у них любовь к труду, внимание к своим историческим корням. Прямо скажем, не все дети у нас были из благополучных семей. Но у нас они расцветали, они уходили от нас совершенно другими, очень интересными людьми", - рассказывает бывший директор школы Надежда Ворощук.
Творчество детей наполняет всю школу: ковры, мозаика, льняная вышивка, плетение из бересты, изготовление кукол и ткани с набивным рисунком. Уйти из здания без чувства восхищения было невозможно. Но что делать со зданием сейчас, когда оно уже не является школой? "Я предлагаю сохранить здание под музей, это же уникальные экспонаты. Конечно, его нужно будет финансировать из бюджета. Мы пока сами можем заработать мало", - сказала она.
В деревне есть таксофон, почта, медпункт, магазин. Пока еще есть музей. Сельская администрация брать на себя заботу о нем не хочет, предлагая бывшему директору школы ставку педагога дополнительного образования. "Но денег при этом выделяют на содержание здания только на 2 месяца. Получается, что если я соглашусь, то потом я сама себя закрою из-за нерационального расходования средств - изначально ясно, что денег мне на здание не хватит", - говорит