Ноябрьский локдаун вызывает вопросы
Согласно указу президента РФ Владимира Путина, с 30 октября по 7 ноября в России вводятся нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Однако глава государства допустил, что некоторые регионы, где эпидемиологическая обстановка особенно напряжённая, могут ввести «нерабочие дни» и раньше. Фактически вопрос о характере мер и продолжительности выходных был отдан на откуп губернаторам. Некоторые из российских субъектов воспользовались этой «опцией». В Самарской, Нижегородской, Новгородской, Воронежской, Курской областях и Пермском крае нерабочие дни начались уже 25 октября. С четверга, 28 октября, локдаун объявлен ещё в нескольких регионах.
Следите за развитием событий в трансляции: «Впереди неделя каникул: как Россия борется с пандемией — трансляция»
Жизнь «волнами» демобилизует население
В отличие от локдауна прошлого года, когда власть ставила задачу остановить эпидемию на раннем этапе, цель нынешних выходных — стимулировать процесс вакцинации, который в большинстве субъектов идёт с большим трудом. Это заставляет власти использовать как административные меры — вводить посещение большинства объектов только по QR-кодам, так и элементы пропагандистской кампании против нежелающих прививаться. Антиваксеры оказались под огнём критики со стороны самых разных групп чиновничества. Так, в Саратовской области исполняющий обязанности министра образования Михаил Орлов упрекнул нежелающих прививаться в социальном эгоизме. Но это «цветочки» по сравнению с высказыванием депутата Госсовета Татарии от «Единой России» Ильшата Аминова, который сообщил, что людей надо вакцинировать так же, как и животных, и сравнил россиян со стадом, а антиваксеров — с коровами и баранами. Пропагандистская кампания идёт и федеральных СМИ. Например, известный врач Леонид Рошаль предложил ввести уголовное преследование за подстрекательство против вакцинации. А врач и телеведущий Александр Мясников называл нежелание людей вакцинироваться «непробиваемой тупостью».
Эксперты, оценивая введение локдауна, обращают внимание прежде всего на экономические последствия этого шага. Так, директор экспертно-аналитического центра «Северо-Запад» Екатерина Колесникова отмечает, что локдаун грозит регионам-реципиентам «экономической агонией в первую очередь для малого и среднего бизнеса».
Ещё одним важным фактором, по мнению эксперта, станет невозможность удержать население дома в период ноябрьских праздников.
Особенно тяжело, по её мнению, придётся властям Крыма и Краснодарского края.
Солидарен с коллегой главный редактор сайта InFocus. рress, руководитель мониторингово-экспертного центра «Группа 32» Роман Коломойцев.
По мнению эксперта, корни, причины безответственного поведения, отсутствие бережного отношения к окружающим — вот что должно стать предметом первоочередного внимания исследователей нашего современного социума.
Ноябрьский локдаун: люди летят на юг
Строгость мер, введённых на период локдауна в регионах ПФО, неодинакова. Так, руководство Башкирии отказалось от введения дополнительных выходных (помимо тех, что продлятся с 30 октября по 7 ноября). В регионе введена обязательная вакцинация для лиц в возрасте 60 лет и старше, работников медицинских, образовательных, организаций соцзащиты и соцобслуживания, транспортных организаций, правоохранительных органов и ряда других социально значимых сфер. Для непривитых и непереболевших граждан закрыт вход в развлекательные и иные досуговые учреждения. При этом для тех, кто сделал прививку, каких-либо существенных ограничений нет, за исключением соблюдения масочного режима и социального дистанцирования.
Обязательная вакцинация для лиц старше 60 лет введена также в Татарии. В остальных регионах ПФО такой меры нет, но почти везде существуют требования вакцинироваться работникам социально значимых сфер (здравоохранение, образование, органы социальной защиты, транспорт, торговля). Наиболее жёсткие меры введены в Самарской области, где локдаун действует уже с 25 октября. В регионе ушли на досрочные каникулы школы, запретили работать фитнес-клубам, бассейнам, салонам красоты, массажным и спа-салонам, а также театрам, музеям и другим учреждениям культуры Самарской области, так как они не являются предприятиями непрерывного цикла. Даже после окончания локдауна QR-код останется непременным условием для посещения крупных торговых центров и магазинов, а сфера услуг возобновит свою работу только на условиях предварительной записи.
Умеренные решения приняты в Кировской области — здесь наложены ограничения на проведение зрелищно-развлекательных мероприятий и оказание услуг общественного питания с 23:00 до 6:00. Под новые ограничения попали бары, рестораны, клубы, кинотеатры, парки развлечений, цирк, детские игровые зоны и дома культуры.
По мнению руководителя аналитического центра «Акценты» Антона Чаблина, характер мер связан с масштабом распространения эпидемии.
Согласно официальным данным, в «красной зоне» (то есть там, где за сутки выявляется более 150 случаев заражения на 100 тыс. человек) в ПФО находятся Самарская, Пензенская, Нижегородская, Ульяновская области, Пермский край, республики Марий Эл и Удмуртия. Несколько лучше ситуация в Башкирии, Чувашии и других субъектах, а наименьший показатель прироста больных — в Татарии.
Антон Чаблин отмечает, что победить эпидемию возможно только введением последовательной эпидемиологической политики.
Таким образом, в регионах на сегодняшний день нет единого подхода к ограничительным мерам на период локдауна. Жёсткие и достаточно последовательные решения в Самарской области или Башкирии соседствуют с относительно мягкими мерами в некоторых других регионах, что вызывает непонимание населения. А вкупе с порой откровенно дискриминационными заявлениями относительно позиции антиваксеров это создаёт и негативный общественный фон.