Обеспечив в Ираке долгосрочный контролируемый хаос, так и не найдя там оружия массового поражения, но добившись кровавой смены власти и сепаратизации богатого нефтью Курдистана, американские войска готовятся покинуть эту страну. Как заявил глава Белого дома Барак Обама, вывод американских войск состоится до конца августа 2010 года.

В настоящее время американские стратеги работают над обеспечением маршрутов переброски своих войск и техники в сторону Афганистана. В октябре 2009 года, во время церемонии подписания армяно-турецких протоколов в Цюрихе, высокопоставленный представитель Госдепа США в беседе с корреспондентом Associated Press признался в том, что именно с точки зрения открытия нового коридора в Афганистан Вашингтон и заинтересован в разблокировании армяно-турецкой границы.

17 февраля 2010 года, впервые за много лет, в Турцию прибыл первый пассажирский поезд из иракского города Мосул. Таким образом, железнодорожная связь между Ираком и Турцией обеспечена, а разблокирование армяно-турецкой границы откроет для американских войск дорогу к Каспийскому морю. При этом нет никаких гарантий, что в процессе переброски войск через Закавказье в Среднюю Азию и далее в Афганистан, часть контингента США не застрянет на границе с Ираном, где-то в районе Нахичевани.

Тем временем, в российском военном руководстве не исключают, что по мере решения своих задач в Ираке и Афганистане, США могут нанести удар по Ирану. "Сейчас США проводят две военные операции: в Афганистане и Ираке, третья для них будет просто обвалом. Поэтому, по мере решения своих задач в Ираке и Афганистане, США могут нанести удар по Ирану", - сказал начальник российского Генштаба генерал армии Николай Макаров. В свою очередь американские аналитики указывают, что обещание Обамы вывести большую часть оккупационного корпуса из Ирака, на самом деле, является частью предложенного президенту США плана Пентагона, согласно которому в заключительной фазе вывода войск состоится "масштабный теракт со стороны шиитов, связанных с Ираном", который и даст старт атаке на ИРИ.

Цели США в Иране мало чем отличаются от тех, которые они преследовали в соседнем Ираке. Речь, очевидно, идет о планах смены недружественного режима и обеспечения контроля над стратегическими запасами углеводородов этой страны. Помимо всего прочего, изоляция Ирана делает невозможным реализацию различных энергетических проектов, нацеленных на экспорт иранского газа в тот же Китай. Не оригинальны США и в выборе причины возможной агрессии - угроза ядерной безопасности со стороны ИРИ.

Непосредственную хронологическую связь между выводом войск США из Ирака и возможностью нанесения удара по Ирану видит заместитель директора российской Академии геополитических проблем Араик Саркисян. По его словам, Израиль может нанести удар по Ирану уже в июле-августе этого года, что совпадает со сроками вывода американских сил из Ирака. При этом Саркисян считает, что в настоящее время Израиль консолидирует антииранскую коалицию из числа стран, соседствующих с Ираном. С этим эксперт и связывает частые визиты израильских политиков в Азербайджан.

В настоящее время Иран фактически окружен военными базами и ВМС США и НАТО по периметру своих границ - в Персидском заливе, в Турции, Афганистане, Ираке и Кувейте. Открытие железнодорожного коридора из Ирака в Закавказье позволит американцам замкнуть кольцо на севере Ирана, граничащем со странами Южного Кавказа - Азербайджаном и Арменией.

Военное проникновение США в Закавказье весьма беспокоит Иран. В Тегеране осознают, что такой сценарий станет возможным лишь в случае критического ослабления позиций России в этом регионе. Фактически на днях об этом прямо заявил президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. В частности, он весьма эмоционально констатировал факт окружения России со стороны НАТО. "НАТО окружило Россию практически со всех стороны, и однажды Россия осознает это", - не скрывая своей досады, заявил президент ИРИ. По его словам, "Россия должна отреагировать на размещение сил НАТО вдоль ее границ".

Между тем, американское правительство столкнулось с серьезными проблемами в процессе достижения нормализации армяно-турецких отношений и разблокирования границы. В настоящее время Вашингтон применяет весь арсенал средств давления на Турцию с целью склонить ее к ратификации армяно-турецких протоколов. В Конгресс США внесена резолюция о признании Геноцида армян, в самой Турции ощущается мощное нарастание внутриполитического напряжения, а также активизация курдских повстанцев.

Параллельно можно наблюдать за беспрецедентной активизацией контактов между Азербайджаном и Израилем. В Баку друг за другом побывали глава МИД Израиля Авигдор Либерман и экс-премьер Эхуд Ольмерт, что вызвало достаточно болезненную реакцию со стороны Тегерана. Практически не вызывает сомнений то, что иранская тема занимает в обсуждениях израильских представителей с руководством Азербайджана не последнее место. Вместе с тем очевидна и заинтересованность Тель-Авива в изменении позиции Баку в вопросе разблокирования армяно-турецкой границы, что позволит обеспечить переброску американских войск к северным границам Ирана. Об этом свидетельствует заявление заместителя гендиректора, главы Департамента Центральной Европы и Евразии МИД Израиля Пинхаса Авиви. Сразу после посещения Азербайджана высокопоставленными израильскими представителями Авиви заявил, что Турция остается "ближайшим другом" Азербайджана, но твердо намерена подписать договор (о налаживании двусторонних отношений и разблокировании границы) с Арменией.

На фоне активизации Израиля в Азербайджане и усилий США обеспечить железнодорожную коммуникацию между Ираком и Кавказом, звучат прогнозы относительно неблагоприятного развития ситуации в зоне нагорно-карабахского конфликта. Эксперты не исключают взаимосвязь между обострением международной обстановки вокруг Ирана и активизацией международных переговорщиков по карабахскому вопросу. Один из достаточно информированных армянских депутатов, глава парламентской фракции "Наследие" Степан Сафарян считает, что вероятность военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта возрастает параллельно с возможностью военных действий против Ирана.

В данном контексте бросается в глаза активизация дипломатических и прочих контактов в треугольнике Тегеран-Ереван-Баку. В частности, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров достаточно неожиданно предложил Ирану стать посредником в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Учитывая ту роль, которую может сыграть Азербайджан в сценарии, заготовленном Вашингтоном и Тель-Авивом, не стоит труда предположить, какие именно ожидания от Ирана есть у Баку. Совершенно другое значение в этих условиях приобретает и неожиданный визит в Тегеран экс-президента Армении Роберта Кочаряна, прекрасно знакомого со всеми нюансами карабахского процесса. Очевидно, армянская сторона пытается непубличными методами прощупать почву и понять, какие именно планы и подходы у Ирана по поводу перспектив подключения Азербайджана к антииранской коалиции, возможности дислокации американских войск в регионе и роли Турции во всем этом процессе.

Так или иначе, необходимо констатировать, что после грузино-российской войны в августе 2008 года и изменения геополитической конъюнктуры, Иран впервые почувствовал угрозу с севера. По сути дела, после войны Россия вступила в диалог относительно военно-политической ситуации на Кавказе с Турцией. В регионе появились и начали расставлять акценты такие силы, которые здесь традиционно не присутствовали, в том числе Израиль.

С другой стороны, добившись смягчения позиций России по иранской ядерной проблеме, Вашингтон игнорировал договоренности, касающиеся программы расширения системы противоракетной обороны на страны Восточной Европы. Отказавшись от дислокации противоракет в Польше и Чехии, США обозначили новые точки дислокации - Румынию, Турцию и Болгарию. В этой ситуации Иран взывает к принципиальности и авторитету России, требуя выполнить соглашение по поставкам комплексов C-300. Тегерану с трудом верится, что Москва тянет с выполнением своих обязательств по контракту в силу технических проблем. Очевидно, иранская сторона видит в этом вопросе и политическую составляющую, и понять ее можно. Ведь ирано-российские отношения, в том числе в военно-технической сфере и в части строительства АЭС "Бушер" как-то слишком резко застопорились практически одновременно с запуском российско-американской "перезагрузки".

По всей видимости, озабоченность Ирана со временем будет лишь нарастать. Как представляется, в Москве решили дать американцам "географически ограниченный" ответ. Начальник штаба ВВС РФ, генерал-лейтенанта Вадим Волковицкий заявил на днях, что Россия намерена разместить комплексы ПВО последнего поколения С-400 "Триумф" в странах СНГ в рамках единой системы коллективной безопасности и противовоздушной обороны стран Содружества. Эксперты предполагают, что российская инициатива распространится не на все страны СНГ, а лишь на те, которые входят в оборонный блок ОДКБ. Армянские эксперты уже успели позитивно отреагировать на этот сигнал из Москвы. Армения, представляющая острие кавказского фланга ОДКБ, стоит сегодня перед угрозой масштабного взрыва в регионе и как никогда нуждается в дополнительных гарантиях своей безопасности.