Следы Гитлера. Лагерь военнопленных Шталаг-372. Псковская область
ИА REGNUM продолжает исследовать следы гитлеровской агрессии и геноцида на территории современной России. Наш новый шаг на этом пути — cерия очерков о концентрационных, трудовых, пересылочных лагерях на территории субъектов Российской Федерации в пределах ее нынешних границ.
Проект реализуется совместно с Фондом Александра Печерского
Материал создан по открытым источникам
Одним из самых крупных лагерей тыла северной группировки немецко-фашистских войск был Шталаг-372 в Пскове, действовавший с осени 1941 по декабрь 1943 года.
Место расположения лагеря — на западной окраине Пскова, на территории военного городка, вдоль дороги от Омских казарм к Рижскому шоссе. Площадь лагеря для военнопленных составляла примерно 700 на 1300 м, была огорожена колючей проволокой.
Для размещения пленных на территории лагеря были использованы 30 конюшен (84 на 23 м каждая) бывшего Омского пехотного полка, где во второй половине 1930-х годов размещался 5-й кавалерийский корпус, которым в 1936−37 гг. командовал К. К. Рокоссовский. В каждой конюшне были устроены нары в три яруса, печные топки замурованы, пол остался земляным. В каждой конюшне, по показаниям свидетелей, находились около двух тысяч человек.
В лагере был страшный голод. Норма хлеба на день составляла 75−100 г. Пленные умирали в первую очередь от истощения, что подтвердили результаты эксгумации на территории лагеря после окончания военных действий.
Смертность составляла, по свидетельству псковички П. А. Малышевой, прожившей рядом с лагерем всю оккупацию, в среднем 50−60 человек в день из каждого барака. Таким образом, смертность по всему лагерю в день доходила до 2,5 тысячи человек. Хоронили погибших в «Шталаге-372» на Мироносицком кладбище и на территории самого лагеря.
В этом лагере для военнопленных был барак для гражданского населения. В нем работал эстонский конвой. Кормили заключенных два раза в день: завтрак — кружка воды и 75 г хлеба, обед — баланда (показания жителя П. В. Ульяшова, 1912 г. р., из дер. Портянниково).
Режим голода в отношении военнопленных сочетался с изнурительным непосильным трудом по разборке завалов, на ремонте дорог, мостов, строительстве оборонительных сооружений.
Существовала практика обмена пленных на гражданское население. Так, в марте 1943 года в Остров в распоряжение 98-го строительного батальона немецких войск из «Шталага-372» на основании телеграммы оберквартирмейстера группы армий «Север» были направлены 500 военнопленных в обмен на евреев, направленных из Острова в «Шталаг-372».
При обследовании ЧГК помещений конюшен (часть из них к моменту освобождения Пскова сгорели) на стенах были обнаружены надписи:
— в конюшне № 1 (карцер): «Чадов Аркадий Петрович. Г. Кушка Свердловской области, улица Ленина, д. 173. Посажен за побег 20 августа 1943 года», «Нагуманов Анатолий страдал в плену», «Корниенко Иван, УССР, г. Днепропетровск», «Бакин Николай — Красноярский край, с. Каратуз, ул. Партизанская № 93», «72 327 военнопленных».
— в конюшне № 2 (размер 18×15 м): «Здесь жили 700 военнопленных».
— в конюшне № 3: «Ахметов Сыадин, 1912 г.р., Казахская ССР, Яны-Курганский район, попал в плен 1943 год 1 ноября», «Катороднов Василий Иванович, в плен 23 августа…», «Нишанов Вайшимжан. Киргизия. Средняя Азия, 1893 г. р. 25 октября. В плен 2 октября 1943 года».
Из всех имен со стен конюшен в объединенной базе данных архива Министерства обороны РФ удалось найти одного человека — А. П. Чадова, 1923 года рождения, призванного в 1942 году в Ромодановском районе Мордовии, гвардии старшего сержанта 983-го стрелкового полка 253-й стрелковой дивизии 11-й армии, попавшего в плен 23 января 1943 года под Демянском (Новгородская область). Он выжил в этом концлагере, о чем свидетельствует донесение управления советской 69-й армии об освобождении его из плена.
В 1944 году в разрушенном, разграбленном, обезлюдевшем Пскове приступила к работе Чрезвычайная государственная комиссия по расследованию злодеяний и преступлений немецко-фашистских захватчиков в Псковской области.
Комиссию возглавил первый секретарь Псковского областного комитета ВКП (б) Леонтий Макарович Антюфеев. В состав комиссии входили судмедэксперты (в т. ч. главный судебно-медицинский эксперт Ленинградского фронта подполковник медицинской службы профессор Андрей Павлович Владимирский), юристы, представители местных властей.
Чрезвычайная государственная комиссия (ЧГК) по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков была создана в ноябре 1942 года. Комиссии были вменены следующие задачи: расследование злодеяний захватчиков на освобожденных территориях, установление личностей предателей, определение материального ущерба.
Территория «Шталага-372» была обследована ЧГК в апреле 1945 года. Были обнаружены 9 рвов глубиной 3 м, длиной по 100 м, шириной 4 м. Вся площадка со рвами занимала территорию 250 на 300 метров. Во рвах были обнаружены останки мужчин, в основном без одежды, обуви, головных уборов, со следами крайнего истощения, следами пулевых ранений.
Тогда было эксгумировано только 650 человек.
Комиссией были обнаружены следы кострищ, где в конце 1943 года, по свидетельствам очевидцев, сжигали трупы перед расформированием «Шталага-372».
По данным ЧГК, общее число погибших в «Шталаге-372» (уничтоженных, умерших от голода, болезней) составило 75 000 человек.