В четверг, 11 февраля, ведущие российские эксперты приняли участие в круглом столе Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) на тему: «Базовые ценности. Какие партии и как соответствуют ожиданиям избирателей».

Эксперты обсудили базовые и приоритетные запросы общества, а также соответствие действующих политических партий этим ожиданиям.

Модератором встречи выступила руководитель департамента стратегических исследований и прогнозирования ЭИСИ Екатерина Соколова.

Михаил Мамонов, руководитель практики политического анализа ВЦИОМ, представил социологические данные по основным ценностным запросам и ожиданиям россиян. Эксперт обозначил два ключевых запроса для общества: запрос на защиту (96%) и сохранение традиционных ценностей (83%). Опрос также продемонстрировал, что большинство россиян объединены идеями патриотизма и усилением роли государства в обществе. Но соотношение и приоритетность этих идей может быть разной. Так, например, сторонники «Единой России» и «Справедливой России» больше склонны считать, что Россия должна быть великой державой с мощными вооруженными силами, — 66% и 53% соответственно. В отношении приоритетной повестки для всех граждан страны были выделены следующие направления: решение проблем здравоохранения и образования; развитие производства и экономики; обеспечение жильем и расширение социальных гарантий. Как подчеркнул эксперт, эти пять приоритетов в значительной степени характерны для сторонников всех парламентских партий. Несколько отличаются предпочтения сторонников непарламентских партий. Среди них больше сторонников сокращения роли государства в экономике, создания условий для здорового образа жизни и реализации политической реформы страны.

Виктор Потуремский, директор по политическому анализу Института социального маркетинга (ИНСОМАР), остановился в своем выступлении на специфике восприятия политической системы и партий. Эксперт подчеркнул, что население готово оказывать поддержку партиям, если они делают что-то важное и нужное, проявляют заботу.

«Говоря о текущем состоянии восприятия партий, люди сейчас меньше верят в обещания, а больше в реальные дела и проявления заботы. Также хочу обратить внимание на критерий оценки ресурса партий. Население обращает чуть большее внимание и выражает чуть большие ожидания в отношении партий с более мощным ресурсом», — констатировал эксперт.

Спикер продолжил, что интерес в сторону парламентских партий усиливается, а вот в отношении малых партий у населения много сомнений относительно того, справятся ли они и смогут ли помочь.

Также эксперт обратил внимание на то, что усилилась острота восприятия ценностных установок по сравнению с концом 2019 года. Среди базисных личностных ценностей, которые сейчас особенно усилились, были отмечены безопасность, уверенность в завтрашнем дне. Среди общественных ценностных установок были названы социальная защищенность, справедливость, патриотизм, развитие.

Алексей Чеснаков, директор Центра политической конъюнктуры, апеллируя к высказанным тезисам отметил однозначное лидерство «Единой России» как наиболее способной добиваться результата и дать уверенность в завтрашнем дне: «Партия власти сегодня выступает лидером по всем параметрам, и это тоже показательно. И речь идет не только о ресурсной позиции партии, а о том, что в ней сформировалось несколько центров формирования сигналов для избирателей. И когда мы говорим о теме защиты, заботы, то, конечно, избиратель, видит именно этого защитника и патриота в виде партии «Единая Россия».

Сергей Старовойтов, политолог, генеральный директор федеральной экспертной сети «Клуб регионов», рассуждал через призму моды на политические идеи. В этом смысле противостояния индивидуализма и коллективизма, с его точки зрения, это сейчас рамка, в рамках которой формируются ценности и запросы во всем мире. Эксперт предположил, что Россия может быть законодательницей моды, ей уже удавалось это раньше в период серьезных общественных перестроек, и она могла бы стать ею снова.

Наталья Линдигрин, исполнительный директор АНО «Институт региональных проблем» отметила высокую важность не партий, а лиц.

«В этой связи на входе в кампанию жители хотели бы увидеть в первую очередь реальных кандидатов, которые будут представлять ту или иную политическую силу и потом уже принять решение о голосовании… Хотела бы обратить внимание, что вместе с повесткой, с тем, с чем пойдут партии на выборы, нельзя упускать еще два решающих фактора: это кто пойдет в качестве кандидата и к кому соответственно пойдет, к какой целевой аудитории, где найдет своего избирателя, и в совокупности ответы на эти вопросы они играют такую же роль в победе, как и ответ на вопрос с чем они пойдут», — подчеркнула она.

Руководитель центрального аппарата партии «Справедливая Россия» Дмитрий Гусев заявил:

«Если «Единая Россия» вместе со «Справедливой Россией» удовлетворяют запросам 95% населения, то, конечно, можно говорить о втором месте», — добавил он.

Рассуждая о справедливости как о базовой ценности людей, эксперт сослался на исследования ВЦИОМа и раскрыл ее содержание: «Нужно выделить следующие блоки справедливости в понимании современных российских людей: первый блок — это запрос на справедливый уровень жизни, куда входят высокие зарплаты и пенсии, разница между доходами руководителей и обычными сотрудниками на предприятии, налоги, которые платят богатые; второй базовый блок — это справедливое качество жизни, куда входят прежде всего образование и здравоохранение, что бы у нас дети не нанимали репетиторов для того, чтобы поступить в ВУЗы, чтобы медицина была доступной и возможной для всех; третий блок понимания справедливости — это справедливое общение власти и общества, где базовых 3 вопроса: это то, что власть должна советоваться с людьми по большинству вопросов, второе, что власть имущие чиновники должны с людьми общаться вежливо, и третье, это конечно справедливые суды…».