Призыв студентов и отмена плановой медпомощи: «COVID-рекорды» в регионах
Суточный прирост числа случаев заражения коронавирусом SARS-CoV-2 в России сегодня, 16 октября, преодолел «психологическую» отметку в 15 тысяч и достиг 15 150. Таких цифр не было в весенне-летний пик пандемии коронавирусной инфекции. Тем не менее российские власти считают, что вводить совсем жесткие ограничения, такие как принудительная самоизоляция и остановка некоторых видов экономической деятельности, пока нет необходимости.
Следите за развитием событий в трансляции: «Коронавирус в России бьёт рекорды — власти вводят ограничения — трансляция»
Сейчас российская власть сосредоточена на том, чтобы заставить граждан соблюдать действующие ограничительные меры по коронавирусу. В основном это масочно-перчаточный режим. Для того чтобы граждане носили маски в общественных местах и транспорте были брошены нешуточные силы — во всех регионах проходят многочисленные рейды различных надзорных органов, которые проверяют — носят ли люди маски. К контролю масочного режима привлечены полиция и Росгвардия, выписываются многочисленные штрафы. Практически во всех новостных блоках на телевидении в последние дни наличествуют сюжеты о масочно-перчаточном режиме.
Читайте подробнее: Рейды, штрафы, патрули: как в регионах заставляют граждан надевать маски
Несмотря на эти усилия, цифры суточного прироста заражения коронавирусом неуклонно идут вверх. Если 3 октября фиксировалось 9859 случаев COVID-19, то к сегодняшнему дню суточный прирост увеличился более чем на 50%. И хотя вводить всеобщую самоизоляцию власти по-прежнему не хотят и уж тем более не собираются останавливать некоторые виды экономической деятельности, тем не менее на некоторые дополнительные ограничения пойти все же пришлось.
Подробнее об этом: Коронавирус толкает Россию ко второму локдауну
В ряде регионов, и прежде всего в Москве и Подмосковье, на дополнительные каникулы были отправлены школьники. При этом часть классов даже по окончании каникул осталась на дистанционном обучении. Во многих регионах просят перевести часть сотрудников всех фирм и компаний на удаленный режим работы. Кое-где закрывают ночные бары и клубы, так как контролировать масочный режим в них власти фактически не могут, да и никто не собирается его там соблюдать.
Об этом: Карантин по COVID-19 отменяется, зато будет всё остальное
Тем не менее ситуация складывается всё более угрожающая, и в первую очередь видно это по тому, как местным властям приходится перераспределять ресурсы в системе здравоохранения. Высокие цифры суточного прироста заражения коронавирусом приводят к быстрой заполняемости коечного фонда, выделенного под больных COVID-19. Ситуация ещё не критическая, но если суточный прирост не сократится — она к ней приблизится.
Антирекорды суточного прироста числа зараженных установлены сегодня, 16 октября, во многих региона, в частности:
На Камчатке по состоянию на 15 октября оставалась всего 31 койка для больных COVID-19.
В Югорске и Сургуте (ХМАО) весь коечный фонд, предназначенный для зараженных коронавирусом SARS-CoV-2 оказался заполнен.
В Тюменской области только 10% коечного фонда, выделенного под больных COVID-19, свободны.
В Челябинской области пока остаются свободными более 500 коек для пациентов с коронавирусом. Однако за последние сутки в регионе выявлено 102 новых случая заражения коронавирусом. При сохранении такой динамики коек хватит на пять дней (или чуть больше, если учитывать выздоровевших).
В Тамбовской области ситуация не такая острая — там коечный фонд под COVID-19 свободен ещё на 40%.
В Красноярском крае по состоянию на 15 октября было развернуто 3100 коек для госпитализации пациентов с COVID-19. Они заполнены на 76%. За последние сутки в Красноярском крае выявили 212 случаев заражения коронавирусом.
В целом по Сибирскому федеральному округу, как сообщил полномочный представитель президента в Сибири Сергей Меняйло, свободными остаются менее 20% коек, выделенных под зараженных коронавирусом.
Загрузка коечного фонда для пациентов с COVID-19 в Республике Калмыкия выросла вдвое по сравнению с весенними показателями.
В Ульяновской области коечный фонд, выделенный под зараженных SARS-CoV-2, оказался заполнен на 99,8%. Власти спешно разворачивают дополнительно 220 коек, что увеличит свободный коечный фонд до 9,1%.
Из-за быстрой заполняемости имеющегося коечного фонда приходится спешно разворачивать новый. Так, в Нижнем Новгороде власти готовятся развернуть экстренный госпиталь для больных COVID-19 прямо на территории Нижегородской ярмарки. В большинстве случаев под коронавирусные госпитали перепрофилируют уже имеющиеся медицинские учреждения неинфекционного профиля.
Госпиталь для ветеранов войны в Набережных Челнах перепрофилировали для приема заболевших пневмонией и новой коронавирусной инфекцией. В Мордовии сразу четыре непрофильных медучреждения вновь начали принимать больных COVID-19. В Ростове-на-Дону, где ситуация с коронавирусом близка к критической, перепрофилировали уже четвертую больницу под зараженных SARS-CoV-2. Благодаря этому коечный фонд в Ростовской области, выделенный под зараженных коронавирусом заполнен пока на 77%.
Городская больница Чебоксар будет частично перепрофилирована на больных COVID-19 — там развернут 135 дополнительных коек.
В Перми один из корпусов городской больницы №2 отдают полностью под больных COVID-19. Это даст дополнительные 300 коек. В Богдановичах (Свердловская область) центральная районная больница выделит дополнительно 50 коек для зараженных SARS-CoV-2.
Два здания ГКБ №6 в Ижевске (Удмуртия) будут отданы под больных COVID-19.
В Екатеринбурге пришлось перепрофилировать паллиативное отделение больницы №2 под лечение COVID-19. Одновременно с этим центр «Луч» в Сысертском районе Свердловской области, где проходили лечение дети-инвалиды с аутизмом, ДЦП и другими особенностями развития, отдадут под обсерватор для пациентов с COVID-19.
Развертыванием дополнительных коек для больных COVID-19 в санаториях и профилакториях занимаются в Курганской области. Подобная мера активно применялась во время весеннего пика пандемии. Кроме того, из-за ухудшающийся ситуации с коронавирусом в Курганской области пришлось пойти на приостановку плановой медицинской помощи узких специалистов в поликлиниках.
Именно приостановка плановой медицинской помощи, по мнению ряда экспертов, является одним из самых негативных последствий пандемии коронавируса. Большая часть ресурсов системы здравоохранения сосредотачивается на борьбе с COVID-19, а на остальных пациентов внимание обращают по остаточному принципу. По всей видимости, тут и кроется причина существенного роста смертности почти во всех регионах России.
Так, в Севастополе из-за нехватки мест для пациентов с COVID-19 оказание плановой медицинской помощи приостановила городская больница №9.
В Ростовской области, где за последние две недели в сутки фиксируют более 200 случаев COVID-19 (за последние сутки 285 случаев), практически все медучреждения приостановили оказания плановой медицинской помощи.
Аналогичная ситуация и в Самарской области — остановлена госпитализация пациентов в дневные и круглосуточные стационары, остановлен плановый амбулаторный прием, остановлен прием в центрах здоровья и в мобильных комплексах, остановлено проведение профилактических медосмотров.
Пока только в некоторых медицинских учреждениях Новгородской области ограничена плановая госпитализация пациентов.
В Удмуртии временно останавливают диспансеризацию и профилактические осмотры, а также плановые приемы в стационарах и плановую первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях.
Власти Архангельской области не исключают, что из-за роста числе случаев COVID-19 им придется приостановить плановую медицинскую помощь.
В Мурманской области временно остановили прием пациентов в стационары.
На этом фоне глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила о недопустимости приостановки плановой медицинской помощи. Однако другого выбора в ряде регионов, видимо, просто нет.
В Хабаровске сотрудники родильного дома №2 отказались отдавать свое медицинское учреждение под коронавирусный госпиталь, они направили соответствующее обращение к президенту России Владимиру Путину. Сотрудники роддома опасаются, что после того, как пандемия закончится, медучреждение попадет под «оптимизацию» и уже не будет работать. Власти пытаются их успокоить.
Бездумная переброска всех ресурсов на борьбу с COVID-19, а также многолетняя «оптимизация» системы здравоохранения приводят к тому, что пациенты с другими заболеваниями подчас не могут получить жизненно необходимую им медицинскую помощь.
Читайте подробнее: В Тюмени 90-летняя пациентка ждала скорую помощь полтора дня
Читайте также: «Коронавирус, мы им заняты»: жительница Югры обвиняет врачей в гибели сына
Далее возникает ещё более опасная проблема — это нехватка медицинских кадров. Больных всё больше, и врачи просто не могут качественно оказать медицинскую помощь всем. Наиболее острая ситуация сложилась опять же в Ростовской области. Там власти прямо сказали, что ситуация с нехваткой врачей катастрофическая.
Эту проблему власти пытаются решить созданием «пожарных команд» из медиков, которые курсируют между медицинскими учреждениями и оказывают помощь зараженных коронавирусом. Ещё один способ — это привлечение к работе с больными COVID-19 студентов медицинских вузов и ординаторов. На подобные меры уже пошли в Бурятии и Курганской области. А вот в Тюмени студенты Тюменского государственного медицинского университета, привлеченные для работы в поликлиниках, заявили, что их используют вне их компетенции, отказываются тестировать на коронавирус, тогда как многие уже заразились, и даже грозят отчислением, если они будут выражать недовольство.
Примечательно, что в Иркутской области в бюджете просто закончились деньги, выделенные на борьбу с пандемией.
В целом, ситуация складывается не самая благоприятная — предпосылок быстрого сокращения суточного прироста числа зараженных пока нет, а значит коечный фонд, даже дополнительный, будет довольно быстро заполняться, врачей будет не хватать всё больше, и всё больше ресурсов будет отвлечено на борьбу с коронавирусом в ущерб другим заболеваниям. Вводить жесткие ограничительные меры в виде принудительной самоизоляции и остановки ряда видов экономической деятельности, которые, теоретически, могли бы сбить цифры суточного прироста, власти могут и не рискнуть — модель экономики не позволяет поддерживать такие меры длительный период и сохранять при этом рабочие места.
Остается некоторая надежда на массовую вакцинацию населения. Но, по оценкам экспертов и представителей власти, для развертывания массовой вакцинации нужно ещё несколько месяцев, в лучшем случае — к концу 2020 года. Нам предстоят очень непростые месяцы.