Икона «Св. Илия Пророк в пустыне» со свв. Фролом и Лавром (фрагмент), последняя треть XVIII в.
Икона «Св. Илия Пророк в пустыне» со свв. Фролом и Лавром (фрагмент), последняя треть XVIII в.

2 августа Русская православная церковь отмечала день памяти пророка Илии, самого почитаемого провозвестника Божьей воли времен Ветхого Завета. Илия вызывал дождь, ходил по воде и покинул мир людей верхом на огненной колеснице. Согласно церковному преданию, пророк не окончательно переселился в Царство Бога и обязательно предстанет перед человечеством в финале мировой истории.

Илия родился в городе Фисвы за 900 лет до пришествия в мир Христа. Воспитанный в религиозном благочестии, пророк оказался перед серьезным выбором во времена правления царя Ахава: последовать примеру правителя и начать поклоняться заимствованному из ассиро-вавилонской культуры Ваалу или сохранить «веру отцов», но оказаться вне милости государя наряду с другими праведниками эпохи. Почему Ахав решился на столь серьезный поступок — изменить духовный уклад считавшего себя богоизбранным народа — остается загадкой. Считается, что виной тому была супруга царя Иезавель, происходившая из финикиян, почитавших Ваала. Ахав был слабоволен, а Иезавель, напротив, отличалась жестким характером и умело манипулировала мужем.

История отношений правителя и его жены невольно напоминают Ирода и Иродиаду, тем более, что Иоанна Крестителя современники сравнивали с Илией. Но, в отличие от далекого пророка-потомка, Илия, обличив Ахава за отступление от веры отцов, не пострадал. Более того, праведник несколько раз предупредил царя о последствиях духовной измены для всего народа (израильтяне, глядя на правителя, постепенно начинали поддерживать культ Ваала). Но Ахав был глух, за что поплатился вместе с жителями Израиля: в стране началась засуха.

Вашингтон Олстон. Илия в пустыне
Вашингтон Олстон. Илия в пустыне

Илия был выведен Богом к ручью Хораф у реки Иордан, где пророка в течение года кормили вороны, принося святому хлеб и мясо. Еще два года праведник жил в доме вдовы из Сарепты Сидонской. Несмотря на голод, женщина решилась пустить пророка в дом (а ей приходилось добывать пропитание еще и для сына), за что получила награду: благодаря молитве Илии количество муки и масла в доме сверхъестественным образом увеличилось и не кончалось до завершения периода засухи. Кстати, за время пребывания пророка в доме вдовы скончался ее сын. Но и тут милосердие женщины было награждено сполна, и Илия воскресил скоропостижно скончавшегося мальчика на радость матери.

Когда пришло время новой миссии пророка, Бог вывел его из дома вдовы и направил на встречу с Ахавом. Илия встретил царедворца израильского правителя, который и сообщил царю-отступнику о найденном праведнике. Пророк предложил Ахаву собрать весь народ на горе Кармил, где и определить, какому же божеству действительно стоит поклоняться. Согласно плану Илии, необходимо было соорудить два жертвенника — один в честь Бога, второй посвятить Ваалу. По задумке Илии, уверенного в помощи Небес, нужно было собрать у капища для Ваала всех имеющихся при дворе Ахава волхвов. Их коллективное поражение, которое пророк предвидел, сняло бы последние сомнения израильтян в отношении языческой религии. Илия призвал сторонников культа Ваала своими молитвами вызвать огонь с неба на свой жертвенник и тем самым убедить людей в истинности своей веры. То же самое взялся сделать и пророк, причем в одиночку.

Волхвы в количестве нескольких сотен человек целый день призывали Ваала, но потерпели неудачу. Илия лишь смеялся и отпускал шутки по отношению к пустым потугам языческих жрецов. Когда волхвы выбились из сил, пророк соорудил небольшой жертвенник, заколол тельца, обложил ритуальное место дровами, выкопал ров и попросил обильно залить все водой. После короткой молитвы с неба сошел огонь, и камни, дрова, телец и даже стоявшая в маленьком рве вода испарились. Чудо наглядно свидетельствовало: Бог принял жертву Илии.

Народ занял сторону пророка и по его приказу волхвов, этот самый народ дуривших, просто перебили. Правда, Илия вынужден был вскоре податься в бега, потому что падение культа Ваала вызвало гнев Иезавели. Но зато народ Израиля вернулся к вере в Истинного Бога, засуха сменилась на обильные дожди, а выполнивший свою миссию пророк мог спокойно уйти со сцены. Казалось бы, скрывшийся от посторонних глаз вместе со своим другом и учеником Елисеем Илия и испариться должен был тихо, но короткое путешествие двух праведников навсегда вошло в историю и стало основой для знаменитого иконографического сюжета.

Питер де Греббер. Елисей, отказывающийся от даров Наамана. 1630
Питер де Греббер. Елисей, отказывающийся от даров Наамана. 1630

Когда пророки переходили Иордан, Илия ударил по воде своей накидкой, и она расступилась (что сразу напоминает историю с исходом евреев из Египта и чудом, сотворенным Моисеем). Илия, действительно, готовился к исходу: после переправы с небес явилась огненная колесница, запряженная огненными же лошадьми, и унесла святого. У Елисея в руках осталась лишь накидка учителя. О том, что же такое «огненная колесница», современники спорят, иногда допуская мысль, что пророка забрал летательный аппарат, который Елисей не смог описать иначе, как пользуясь словами и сравнительными образами своей эпохи.

Действительно, рассуждать на эту тему можно долго, вспоминая о том, что Илия явится людям в последние времена. Считается, что пророк взят живым на небо. Он не познал смерти, как, например, Христос и святые. И Илие еще предстоит прийти в мир людей в последние времена с проповедью покаяния. Три с половиной года его проповеди на планете, захваченной антихристом, закончатся его трагической смертью, внезапным воскресением и очередным вознесением на небо. Возможно, эти грандиозные, страшные и эпохальные события произойдут уже на нашем веку.