Эль Греко. Иоанн Креститель (фрагмент). ок. 1600
Эль Греко. Иоанн Креститель (фрагмент). ок. 1600

7 июля Русская православная церковь отметила Рождество Иоанна Предтечи, Крестителя Иисуса Христа и последнего пророка Ветхого Завета. Сын священника, дитя пустыни и аскет, Иоанн прожил необычную жизнь и погиб в расцвете сил. В день памяти пророка вспоминаем, почему его называют Предтечей, как он чудом избежал гибели в младенчестве, и в чем заключалась его миссия.

Евангелие от Луки подробно рассказывает о событиях, предшествовавших появлению на свет Иоанна Крестителя. Родителями пророка были священник Захария и его супруга Елизавета. Они считались людьми праведными, но длительное время испытывали проблемы с зачатием ребенка, а потому до преклонных лет оставались бесплодными. Среди иудеев того времени данный факт расценивался как признак Божьей немилости, что не могло не беспокоить Захарию и Елизавету, на деле бывших людьми высокой нравственности. Впрочем, бездетными длительное время был и патриарх Авраам с женой Саррой, и родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна. Скорее, факт длительной бездетности среди по-настоящему духовных персонажей библейской истории в религиозном контексте можно рассматривать как подготовку их Богом к произведению не просто подобного, а великого потомства. Таким был и случай Захарии и Елизаветы.

Иудейские священники поочередно совершали богослужения в Иерусалимском храме по заведенной традиции. В назначенный день и Захария прибыл к месту своей службы. Во время каждения внутреннего пространства храма ему явился архангел Гавриил. Посланник Бога сообщил священнику, что у него родится сын по имени Иоанн. Более того, сыну предстоит стать «великим перед Господом» (Лк. 1:15). Захария был уже немолод, а потому, несмотря на само по себе сверхъестественное явление (не каждый день видишь ангела), не поверил Гавриилу. За недоверчивость священник был поражен немотой.

Доменико Гирландайо. Благовещение о рождестве Иоанна Предтечи. (фрагмент)
Доменико Гирландайо. Благовещение о рождестве Иоанна Предтечи. (фрагмент)

Елизавета вскоре зачала, но в течение пяти месяцев скрывала свою радость в тайне, смущаясь возраста. Первой, кому жена Захарии открыла секрет, стала ее родственница Мария, Мать Христа. К тому времени уже произошли события Благовещения, беременна была и Богородица. Во время встречи женщин в утробе матери «взыгрался» Иоанн, приветствуя Христа и Деву Марию. Елизавета расценила событие как знак от Бога и благословила родственницу, которой предстояло стать вратами в мир людей для Господа.

Когда же родился младенец Иоанн, родственники семьи задали вопрос отцу семейства: как назвать сына? Захария все еще не мог говорить, а потому попросил табличку и написал сообщенное ему архангелом имя. В тот самый момент священник заговорил и, взяв сына на руки, благословил, одновременно обращаясь и к нему, и к собравшимся родственникам: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лк. 1:76).

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. XV в
Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. XV в

В православной традиции день рождения Иоанна Крестителя отстоит от праздника Рождества Христова ровно на полгода. В некотором смысле даже этот факт символически характеризует Иоанна как «предтечу», то есть идущего впереди Спасителя и готовящего почву для Его проповеди. Как и Христос, Иоанн чуть не стал жертвой Ирода, пославшего перебить всех младенцев до двух лет в Вифлеем и окрестности. Во время бойни погиб священник Захария, отказавшийся выдать воинам местонахождение жены с сыном. Елизавета же с Иоанном на руках бежала в горы, а затем в пустыню, где и умерла. Мальчик остался один, согласно преданию, охраняемый ангелом.

О жизни в пустыни Иоанна до выхода на проповедь почти ничего неизвестно, как неизвестно и об аналогичном периоде жизни Христа. Иоанна Предтечу называют основателем монашества, ведь он жил в полном одиночестве в пустыне, выражая жизнью максимум аскетизма. Одежда пророка была скромной — из верблюжьих волос. Питался он диким медом и акридами. Исследователи спорят, что же такое акриды. По одной версии, так называют саранчу, по другой — плоды рожкового дерева, росшего в Палестине. В любом случае, рацион питания пророка был крайне скудным.

В возрасте 30 лет Иоанн вышел на проповедь. Свое обращение к человечеству он начал знаменитыми словами «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!» (Мф. 3:2). К слову, как только пророк был брошен в темницу после интриг Иродиады, эти же слова начал произносить Христос. Иоанна Предтеча установил прообраз христианского крещения и крестил Спасителя в водах реки Иордан. Как и Христос, Иоанн принял мученическую смерть за свои убеждения.

В Православной Церкви принято отмечать день смерти святых как их рождение для вечной жизни. Однако в случае самых почитаемых — Христа и Богородицы — отмечаются дни рождения. Подобной чести удостоился и Иоанн Предтеча, родственник Христа, его сверстник, «подготовитель» проповеди Спасителя. Невозможно рассматривать христианство без деятельности последнего ветхозаветного пророка. Основным посылом Иоанна был призыв людей к покаянию, то есть решительному отказу от зла и нарушения божественного миропорядка. Христос же показал, к чему нужно стремиться, отказавшись от греха ради достижения вечного блаженства. Безусловно, Иисус был не просто человеком, но Богом в человеческом обличии. Тем не менее вся история Ветхого Завета — это подготовка человечества к Его пришествию. И Иоанн Предтеча стал пророком-кульминацией приготовлений к встрече Мессии.

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857 (фрагмент)
Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857 (фрагмент)

Христос вышел на проповедь после того, как принял от Иоанна крещение. На Иордане произошла встреча пророка и Бога. Господь словно благодарит Иоанна за проделанные труды, видя и собранных призывом к покаянию учеников, и тысячи зажженных пламенем веры сердец. Пророк выполнил свою задачу, а значит, пришло время Богу вступить в битву за души людей. Исполнив великую миссию, Иоанн вскоре становится жертвой коварства супруги Ирода, оказывается в заключении и погибает. Но он действительно сделал, все что был должен. Теперь на проповедь вышел уже Сам Бог, сообщая людям лично, что нужно делать ради спасения души и достижения вечного счастья.