Тайна переписки частного лица в России законодательно защищена на самом высоком уровне, но это понятие в последнее время стало размываться, заявил корреспонденту ИА REGNUM заведующий лабораторией искусственного интеллекта, нейротехнологий и бизнес-аналитики РЭУ им. Г. В. Плеханова Тимур Садыков, комментируя требование ФСБ обеспечить доступ к перепискам российских граждан.

«Статья 23 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения».
Помимо этого, статья 24 Конституции Российской Федерации запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.
Проблема заключается в том, что сами понятия «переписки», «сообщения» и их «тайны» в последние годы интенсивно размываются. Стремительно растущие возможности фиксации и, главное, сопоставления данных о различных аспектах поведения человека в общественных местах и в интернете заставляют сферу частной жизни сжиматься подобно шагреневой коже.
Данное явление неразрывно связано с прогрессом технических средств и увеличением разнообразия форм обмена информацией. Например, пользователь почтовой системы может написать сообщение, но никуда его не отправлять, а сохранить в виде черновика, где его прочтет другой пользователь. Идет ли в данном случае речь о переписке? С юридической точки зрения это нетривиальный вопрос.
Следует отдавать себе отчет в том, что с технической точки зрения проблема шифрования переписки решена давным-давно, а многочисленные технические средства защиты переписки являются широко доступными и полностью бесплатными.
Современные алгоритмы шифрования позволяют обеспечить абсолютную защиту передаваемых сообщений — для взлома шифра с применением самых современных из имеющихся методов и на самом мощном оборудовании потребуется время, превышающее самые оптимистичные оценки на время существования нашей Вселенной. Заархивировав подлежащие передачи файлы с хорошим паролем, можно получить защиту, заведомо достаточную для большинства пользователей.
Таким образом, требование ФСБ предоставить доступ к переписке пользователей мессенджеров и почтовых систем касается «ленивых» пользователей, которые не хотят или не желают учиться дополнительно защищать свои сообщения, а полностью полагаются на возможности мессенджера.
Стоит ли говорить о том, что серьезные правонарушители так себя никогда не ведут. Поэтому доступ к незащищенной переписке относится скорее к области социологии и изучению общественного мнения, нежели к серьезным аспектам кибербезопасности.
Мониторинг информационного обмена в интернете в целом следует приветствовать. Нельзя вести себя безобразно в интернете, это часть публичного пространства. Это как минимум неэтично, а во многих случаях прямо запрещено законодательством, в том числе уголовным.
И если пока нельзя еще схватить преступника за руку при отправлении им электронного письма запрещенного содержания, то можно заблокировать его электронный адрес. Такой возможностью однозначно следует пользоваться», — высказал своё мнение эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM, ФСБ летом 2019 года требовала доступ к перепискам жителей России и разослала ряду интернет-сервисов письма с требованием установить для этого спецоборудование.

Читайте также: СМИ сообщили о требовании ФСБ предоставить доступ к перепискам жителей РФ