Притча о слепых. Питер Брейгель Старший. 1568
Притча о слепых. Питер Брейгель Старший. 1568

Отрывок из восьмой главы Евангелия от Луки, читаемый сегодня, в субботу, 9 ноября, о том, как надо учить и учиться.

«Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь. И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8:16−21).

Образ свечи, светильника, поставленного на видном месте, не спрятанного, видимо, часто использовался Христом, был одним из любимых Его риторических приемов и не в одном единственном контексте употреблялся. Христос и Сам есть свет явленный, просвещение людей этим Своим светом полагал главной для Себя задачей, поэтому и образ зажженного светильника, открытого, всем заметного, был Ему близок, да и понятен людям, для которых притчи произносились. Здесь же Иисус продолжает обучать учеников понимать «тайны Царства», растолковывая им притчу, сказанную прежде, подытоживая: «Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь». Будьте осмотрительны, то есть разборчивы и внимательны. Не просто «слушайте», а старайтесь понять.

Михаил Нестеров. Апостол Лука. 1909
Михаил Нестеров. Апостол Лука. 1909

Как прежде мы уже разобрались, «тайны Царства» ученикам требовалось понять, чтобы освоить умение доносить до простого народа Благую Весть. И здесь Иисус при разъяснении притчи говорит, что смысл притч не должен оставаться в темноте, он должен быть открыт людям. «Кто имеет, тому дано будет» — «иметь» тут не пассивная данность, а хваткость, постоянное удержание при себе. Скорее, желание иметь, непрестанная тяга к такому имению. То, что апостол Павел определял как любовь, возглашая «гонитесь любовью». «Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» — наши толмачи, правда, приноровились относить это выражение к своему самому-самому любимому — грехам нераскаянным. Хорошая вещь, для любой ударной проповеди годится, даже без обработки. По причине близости, что ли. Одним словом, первое, что на ум прилетело исключительно из-за узнаваемости. Знают за собой тайные делишки в виде помыслов (тоже вещи очень любимой) вот и маются. Но тут, конечно, не о том.

Их помыслы Христа точно не интересовали, а вот их вечная манера очевидные вещи объявлять непостижимой тайной, ничего не объясняя и даже не пробуя разобраться, в те времена, так же, как и сейчас, вызывала у Иисуса справедливый протест. Не должно оставаться никаких тайн, вот смысл сказанного. Все изреченное должно быть осмысленно и в осмысленной форме усвоено. Разъясняйте. Сами при этом понимая, о чем вы говорите, что пытаетесь донести людям. Никаких недомолвок, никаких экивоков в сторону «непостижимой тайны» быть не должно. «Тайны Царства» должны быть людям понятны. Иначе снова получится сверкание глазками в темноте и неразборчивое бормотание. На что простой народ реагирует всегда одинаково. Начинает креститься, падать на колени и ползать почем зря. Для манипулирования людьми — очень удобно. Для того, чтобы освободить их от рабства — не годится совсем. Ученики Христа не должны быть глупцами и не должны быть манипуляторами «темных масс». «Слепыми вождями слепых» (Мтф. 15:14), которые валятся в одну яму, называл современных Ему манипуляторов Иисус, и каковых современным нам стало в разы больше, при том, что водимых ими — в разы меньше, по причинам совершенно очевидным.

Эль Греко. Св.Апостол Павел (фрагмент). 1598
Эль Греко. Св.Апостол Павел (фрагмент). 1598

Далее вслед за этим апостол Лука помещает рассказ о том, как ко Христу пришли Мать с братьями. Это другая история, событие это не следует из предыдущего. Иисуса окружает толпа и, судя по контексту, нашелся как всегда провокатор, желающий сбить Христа с мысли, отвлечь «иди с Матерью поговори». Обычный прием. Прием этот по сию пору даже работает, ибо много находится таких, которые, прочтя фрагмент, возмущаются Иисусовой «черствостью к матери». Надо, мол, было пойти поздороваться. Здесь читается, что напряжение в толпе было высоким, стало небезопасно. Мать Иисуса, видя, какой дурдом кругом творится, собрала всю родню, чтобы быть поближе на всякий случай, если ревнители захотят устроить расправу. Евангелисты Матфей и Марк говорят, что накануне фарисеи уже провели совещание, чтобы убить Иисуса.

Иван Николаевич Крамской. Христос в пустыне. 1872
Иван Николаевич Крамской. Христос в пустыне. 1872

Его интенсивно испытывали, обличали, требовали знамений, в это же время состоялся полный отбор учеников. Проповедь Христа уже стала сильно раздражать религиозные власти. Марк отмечает, что не только «братья» пришли, но и «сестры», так что не исключено, что собрался весь клан, все колено Давидово, из тех, что нашлись поблизости. Родственные связи крепче доктринальных уз, так что поддержать своего подошли и те, кто в богословии был не особо и силен. Не будем исключать и того, что, возможно, по этой причине на Иисуса в этот день не напали. Христос остроумно отреагировал на провокацию, заявив, что мать и братья для Него те, кто слушает и исполняет. Вернув тем самым внимание к Себе и Своим словам.

Итак, в читаемом сегодня отрывке Евангелия, учение названо светом, а неученые выглядят темными.