Инициатива мэра Москвы Сергея Собянина — создание электронного портфолио учащегося в рамках «Московской электронной школы» (МЭШ) — плохо сочетается с конфиденциальностью, но в самой идее есть как минусы, так и плюсы. Если в портфолио данные будут вносить учителя школы, а у учеников и родителей не будет возможности их редактировать — «это будет однозначно плохо, потому что тогда система электронных портфолио превратится в очень удобный инструмент для наказания непокорных». Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказали в общественном объединении «Родительское сообщество Татарстана (РоСТ)», примерив инициативу на республику и разобрав возможные недостатки.

Напомним, мэр Москвы Сергей Собянин предложил ввести электронное портфолио для школьников, заявив, что это сведёт к минимуму риск фальсификации сведений об их способностях и успехах.

Читайте также: Собянин: одна из задач МЭШ — собирать данные на ученика

«Вот если в портфолио данные будут вносить учителя школы, а у учеников и родителей не будет возможности их редактировать — это будет однозначно плохо. Потому что тогда система электронных портфолио превратится в очень удобный инструмент для наказания непокорных. Представляете, какие примечания будут, например, у учеников, родители которых активно в событиях осени 2017 года (добровольный выбор изучаемого родного языка) засветились? Да и обычному родителю, активно отстаивающему права своего ребенка в школах, легко можно будет «намекнуть» на «черные метки» в электронных портфолио, чтобы приглушить активность. А если формировать портфолио будет ребенок и его родители (и принимать решение о том, что в него размещать, а что нет), то проект любопытный», — отметили в общественном объединении.

Участники движения также уточнили, что у предлагаемой инициативы есть как плюсы, так и минусы:

«У нас сейчас общая тенденция какая? Правильно, всячески электронный учет ругать. Мол, до добра это не доведет. Только тут одно «но». Мир меняется. Очевидно, что информацию удобнее хранить в виде компактного файла, а не в виде амбарной книги. То есть если мы не хотим застрять в каменном веке, то рано или поздно всё равно к этому всеобщему учету придём. Очевидно и другое. Вот такой вот всеобщий учет очень плохо сочетается с конфиденциальностью. Очевидно, что доступ к базе данных учащихся будет не только у тех, кому учащийся этот доступ захотел дать, но и у всех, кому государство сочтёт нужным его обеспечить».

Примерив возможность ввода электронного портфолио в Татарии, представители родительского сообщества напомнили, что на сегодня у детей уже есть бумажные портфолио, которые хранятся у классного руководителя, и куда входят грамоты, результаты контрольных работ и прочие достижения. В целом бумажные портфолио содержат пять блоков: успеваемость, олимпиадные достижения, общественная активность, спортивные достижения и внеурочная (кружковая) активность.

«С блоком успеваемости всё понятно: он формировался из четвертных оценок, оценок за контрольные работы, диктантов и ВПР. То есть для родителей всё понятно, а для школ уже нет. Помните, как не очень давно прогремела информация о том, что в Татарстане у половины отличников медали не отоварены знаниями, а ряд школ систематически завышает оценки?» — отметили в РоСТе, уточнив, что «в этом плане система электронных портфолио даст родителям возможность, не выходя из дома, отследить, насколько школьные оценки отражают реальный уровень знаний ребенка» — достаточно будет просьбы к ребёнку решить схожий пример из срезовой работы дома.

Читайте также: Медали без ЕГЭ и завышение оценок: скандал на совещании в Казани

По мнению представителей общественного объединения, перед родителями встанет несколько серьёзных вопросов — «начиная от того, насколько объективно школьные оценки отражают реальный уровень знаний ребенка, и заканчивая тем, насколько вообще полезно для ребенка обучение в школе, где взрослые люди учат учеников обманывать».

Что касается олимпиадных достижений, то, по мнению экспертов, ситуация также будет необъективной:

«Дело в том, что у нас (по крайней мере, в начальной школе) большинство олимпиад — платные. Есть, например, такая организация в Соцгороде (г. Казань) — ГАОУ «Республиканский олимпиадный центр» министерства образования и науки РТ. Проводит откровенно смешные «олимпиады», которые любой здоровый и даже не сильно читающий ребенок сделает на раз: задания в этих олимпиадах крайне примитивные. Заплати деньги, своди ребенка на «олимпиаду», получи диплом победителя/призера и положи его в портфолио. На этом ценность таких вот олимпиад и заканчивается. Они не дают детям ни того напряжения сил, которого требует нормальная олимпиада, ни радости победы, ни каких-либо льгот при поступлении в вузы. Машина по удовлетворению родительско-учительского тщеславия для одних и способ заработать деньги для других. И ещё — обида для тех детей, у которых финансовое положение семьи не позволяет участвовать даже в таких олимпиадах за 300 рублей».

Критерий общественной активности представители общественного движения также считают недостаточно объективным, особенно для младшей школы:

«Один из примеров: первоклассники, у которых в школе общественная активность складывается из участия в сборе макулатуры и благотворительных ярмарках. Очевидно, что в 1-м классе и макулатуру собирали, и поделки на ярмарку делали родители. А оценивали по нему — детей. Хотя в старших классах, судя по опыту некоторых школ, критерий реально полезным может быть, если с администрацией школы повезет. Со спортивными достижениями тоже смешно будет. Все ведь в курсе того, как детей на сдачу нормативов ГТО регистрируют в среднестатистической школе? В ход идут любые средства — от уговоров до обмана. Можно не участвовать, но зарегистрироваться надо обязательно. А теперь представьте, что будет, когда появится возможность сопоставить данные о группах здоровья школьников с данными о том, кто зарегистрирован и кто участвовал в прохождении нормативов ГТО.

И последний момент — внеурочная деятельность. Тут тоже будет крайне весело. Ни для кого не секрет, что в подавляющем большинстве школ Татарстана с внеурочной деятельностью — «финиш». У детей шестидневка, да еще и до осени 2017 года урезанный русский и пять уроков татарского в неделю было. То есть сперва максимально допустимая нагрузка в школе, а потом занятия с репетиторами по русскому (ЕГЭ-то всем одинаковый сдавать, и то, что в Татарстане уроков русского языка на треть меньше, чем в других регионах было, в расчёт не принималось) и огромная домашняя работа. Добавьте к этому то, что значительная часть школ в Татарстане в две смены работает (соответственно, кабинетов для внеурочных занятий нет). И увидите, что внеурочной деятельностью в большинстве школ и не пахнет. А между тем у каждой школы разработан красивый такой документ — план внеурочной деятельности. То есть на бумаге она есть, а по факту ее нет. А ведь всё это придется как-то хитро в электронном портфолио отображать. Если верить последним письмам МинПросвета, внеурочная деятельность у нас для детей обязательна. Гарантируем, вопросы о том, где и как школа, обучающая детей в две смены, организует внеурочную работу, возникнут обязательно».

Читайте также: Татарский язык только добровольно: прокурор поставил точку в споре