Столица Бурятии входит в число городов России с наиболее загрязненным воздухом. В прошлом году концентрация опасного вещества бензапирена в Улан-Удэ была превышена почти в 40 раз. Об этом сообщил министр природных ресурсов республики Вадим Кантор в докладе региональному парламенту.

Виновниками столь сильного загрязнения города с относительно слабой промышленностью названы котельные, автомобили, а также топящийся дровами и углем пригородный частный сектор. Большой вред окружающей среде наносит ТЭЦ-1, расположенная в черте города.

Выход из положения Вадим Кантор видит в установке систем контроля выбросов на наиболее грязных котельных города и внедрении энергосберегающих технологий. Кроме того, по его словам, планируется выделение 33 миллиардов рублей на реконструкцию и завершение строительства ТЭЦ-2.

Однако борьбу с автомобильными пробками и разрастанием частного сектора, которые были названы в числе главных загрязнителей атмосферы, город явно проигрывает. Депутаты Народного хурала предложили в качестве «природной ренты» снизить тарифы на электроэнергию, чтобы люди могли обогревать дома электричеством. Сегодня в республике стоимость электроэнергии для населения установлена на уровне 2,752 рублей за кВт⋅ч. Как ранее сообщало ИА REGNUM, такое же предложение для облегчения жизни выдвинули жители Амурской области, пожаловавшись на дорогие ресурсы в богатой стране.

Также читайте: Амурчане: «Крым наш, но только не для Дальнего Востока»

Однако министр ответил, что на субсидирование перевода на электроэнергию частного сектора потребуется порядка 220 миллионов, при этом сети могут не выдержать такой нагрузки. Поэтому Кантор лишь предложил перевести дома на отопление дровами и брикетами, что явно не решит проблему. Добавим, что килограмм газа в республике стоит 27,58 рублей, так что о газовом отоплении не может быть и речи. При этом отметим, что газ продаётся в баллонах.

Добавим, что в поселках на левобережье Улан-Удэ, в которых не то, что центрального отопления, но и дорог зачастую нет, проживает более 50 тысяч человек. Вместе с жителями прилегающих к городу поселков сельских районов — уже более ста тысяч. Это в основном приезжие из сел республики, бегущие с 90-х годов в столицу в поисках работы и лучшей жизни. При этом, полностью масштабы застройки в реальности неизвестны, поскольку часть домов построены самовольно и не учитываются ни в какой статистике.

Отопление в домах печное, а постоянно растущие цены на дрова заставляют жителей переходить на уголь. Из-за необходимости ездить на работу в город и отправлять туда в школу детей за неимением образовательных учреждений на месте, население вынуждено покупать собственные машины. Немногие готовы смириться с плохо организованной работой маршруток, особенно при минус 30 на улице. Однако увеличение числа частных авто приводит к росту трафика на дорогах, что соответственно, ведет к ещё большему загрязнению.

Так что, как видно, проблема загрязненной атмосферы Улан-Удэ выходит далеко за рамки собственно экологии. Это и транспортная проблема, и социальная, а в основе всего — проблема экономики.