Уходящий год оказался довольно неоднозначным для представителей игровой индустрии и её фанатов. С одной стороны, эта сфера в 2018 году может похвастаться несколькими крупными, проработанными и успешными проектами (наибольшая их часть — эксклюзивы для консоли PS4), популярность которых определена на несколько лет вперёд. С другой стороны, 2018 год запомнился многим геймерам как «год несбывшихся ожиданий». Многие масштабные AAA-проекты были отвергнуты игроками, а часть игровых студий окончательно потеряла скудные остатки «кредита доверия геймеров». Тем не менее, вспоминая все детища разработчиков за 2018 год, можно выделить несколько игр, особенно повлиявших на индустрию в целом. О них и пойдёт речь.

Скриншот игрового процесса игры Assassins Creed: Odyssey
Скриншот игрового процесса игры Assassins Creed: Odyssey
Ubisoft Quebec Studios

Как чума, только заразнее

Несмотря на то, что многопользовательский шутер Fortnite и вышел в 2017 году, он стал одним из самых обсуждаемых проектов 2018 года. Вернее, его режим «Королевская битва», который со временем стал самостоятельной игрой. В Fortnite сотня игровых персонажей падает с неба на ограниченную карту с единственной целью — выжить. Богатый арсенал вооружения, возможность создавать постройки и постоянно сужающаяся игровая область — инструменты, призванные подстегнуть интерес геймеров к соперничеству. Fortnite произвёл эффект разорвавшейся бомбы — количество геймеров за считанные месяцы достигло нескольких миллионов, а интерес к игре начали проявлять даже люди, до этого не знакомые с видеоиграми.

Отдельно следует выделить релиз проекта на мобильных устройствах, он и стал причиной второй волны популярности игры. Правда, теперь Fortnite прочно обосновался в школах по всему миру. Этим обусловлены и известные скандалы, связанные с проектом: Fortnite запрещали учителя, танцы из игры в реальной жизни наказывались, а специалисты сравнивали её с героином. Тем не менее Fortnite прочно занял своё место среди самых обсуждаемых игр 2018 года, а его аудитория в 200 млн зарегистрированных пользователей полностью говорит о росте проекта красноречивее любых слов.

Скриншот игрового процесса игры God of War
Скриншот игрового процесса игры God of War
Santa Monica Studios

Убийца богов — примерный семьянин

Новости о продолжении популярной франшизы God of War не на шутку взбудоражили всё игровое сообщество. Казалось, что история Кратоса (спартанского генерала и сына Зевса, убивающего весь пантеон греческих богов голыми руками и причудливыми клинками на цепях) закончена, и богу войны больше некому давать бой. Первые подробности нового проекта удивили ещё сильнее: греческий полководец перебрался на Север, в мир скандинавской мифологии. Более того, у жестокого и мстительного Кратоса появился сын, сильно изменивший отношение главного героя к жизни. Сменился и жанр — из стопроцентного бездумного слэшера игра превратилась в action-rpg со множеством диалогов и возможностью исследовать мир.

Несмотря на высокий шанс всё испортить и сделать плохую игру, у студии Santa Monica получился настоящий игровой шедевр, который залихвацки «даёт пинка» большинству современных проектов. Утратив всю атмосферу предыдущих частей, God of War получила что-то намного более значимое — сильных прописанных персонажей, яркий опасный мир и химию между главными героями, которым действительно хочется сопереживать. Игра не заявляет о себе того, чем не является, и ведёт себя с геймерами максимально честно: God of War — камерная история об отце-одиночке, повидавшем слишком многое на своём веку, и его сыне, впервые оказавшемся наедине с отцом. Несмотря на критику God of War в небольшом и очень коридорном мире, а также малое количество противников, проект стал обладателем звания «Игра года» на ежегодной премии The Game Awards 2018.

Скриншот игрового процесса игры Spider Man
Скриншот игрового процесса игры Spider Man
Marvel Comics

Человек-паук снова «тот»

Игра Spider Man стала одним из самых громких релизов осени и отчаянной попыткой студии Insomniac совершить невозможное — сделать хорошую игру о приключениях одного из самых популярных супергероев в истории. Казалось, на играх о Человеке-пауке лежит какое-то проклятие — все существующие проекты недотягивали хотя бы до звания «хорошей игры» по множеству причин. В Insomniac решили, что раз эти проблемы существуют, значит, с ними можно бороться. И эта борьба, определённо, удалась. Spider Man — игра, которую ощущаешь чисто физически, словно лично находишься по ту сторону экрана. Полёты на паутине и головокружительные трюки стали настолько органичными и правильными, что за ними хочется проводить часы, рискуя окончательно забросить сюжетную кампанию.

К слову о сюжете: многие YouTube-блогеры соединили все игровые видеоролики в цельный полнометражный фильм (хронометражем более трех часов). Комментарии под такими «фильмами» в большинстве случаев несут мысль «Это лучший фильм о Человеке-пауке». Не согласиться с подобным трудно: сценаристы создали своих героев настолько человечными, насколько это вообще возможно. При этом сюжет игры не затрагивает уже существующие интерпретации героя, а показывает новую, автономную историю, которая вполне может стать началом целой вселенной успешных видеоигр по комиксам Marvel.

Не обошлось и без минусов: второстепенные задания в игре скучные и в большинстве случаев выполнены «для галочки», а дополнительный контент также не снискал особой популярности среди игроков. Тем не менее проект стал самой продаваемой супергеройской игрой последних лет (вышла она только на PS4), а значит, разработчики из Insomniac уже нацелены на разработку сиквела, который, возможно, уберёт все недочёты оригинальной игры.

Скриншот игрового процесса игры Red Dead Redemption 2
Скриншот игрового процесса игры Red Dead Redemption 2
Rockstar Studios

Хороший, плохой, популярный

Red Dead Redemption 2 — это игра-феномен. Проект стартовал с таким размахом и оглаской, что специалисты пророчили ему титул «нового Ведьмака». Новым Ведьмаком игра не стала, но прочно обосновалась в приставках геймеров по всему миру, принеся разработчикам из Rockstar более $700 млн за три дня с релиза. В неё играют, о ней говорят, а в мультсериале South Park даже Сатана зависим от Red Dead Redemption 2. История Артура Моргана, идущего по карьерной лестнице в бандитской группировке на Диком Западе, считается одной из лучших игр современности не случайно — проект просто изобилует возможностями и мини-играми, выполненными на уровне отдельных игровых творений. Сюжетная линия, охота, рыбалка, микроменеджмент, езда на лошади — практически все составляющие игры сразу же полюбились геймерам, которые провели на Диком Западе несколько десятков часов.

Несмотря на народное обожание и высокие оценки критиков (97 баллов из 100 на специализированном оценочном сервисе Metacritic), игру критиковали за слишком размеренное повествование и общую неспешность происходящего. Однако, подобная критика не отпугнула игроков, большая часть которых даже не была знакома с оригинальной игрой. Red Dead Redemption хоть и не стала «Игрой года», но получила массу наград и рекордное количество побед в номинациях (пять) на ежегодной премии The Game Awards 2018. Совсем недавно состоялся релиз Red Dead Online — мультиплеерной составляющей игры, которая позволит оригинальному проекту «быть в топе» ещё несколько лет.

Скриншот игрового процесса игры Fallout 76
Скриншот игрового процесса игры Fallout 76
Bethesda Game Studios

Пустошь в головах геймдизайнеров

Fallout 76 — тоже игра-феномен. Правда, в отличие от Red Dead Redemption, в самом плохом смысле этого выражения. Новая часть ролевого приключения на радиоактивных пустошах вселенной Fallout стартовала так плохо, что моментально стала причиной для громких обсуждений, судебных разбирательств и интернет-мемов. Прежде всего, постапокалиптические приключения были переведены в формат MMORPG. А это означает наличие сотен активных игроков, заданий в стиле «подай-принеси» и не слишком глубокой сюжетной составляющей. На деле всё оказалось ещё хуже — контента в игре мало настолько, что один из игроков даже решил собственноручно выполнять роль рейд-босса для других геймеров. Игра переполнена техническими ошибками и проблемами с оптимизацией. Игроки «ломали» серверы выстрелами ядерных боеголовок, превращали своих персонажей в гротескных чудовищ из-за бага ношения брони и получали лишние предметы, благодаря ошибкам заданий.

Перечислять громкие случаи, связанные с Fallout 76, можно достаточно долго. Этой осенью почти каждый день появлялись новости о недовольстве игроков или серьёзных программных ошибках. Эксперты считают, что всему виной желание компании Bethesda заработать на игре так быстро, как это возможно. Именно по этой причине к релизу подошла сырая и недоработанная игра. Выпуск Fallout 76 заставил геймеров серьёзно задуматься о своём отношении к разработчикам из Bethesda. Если они готовы наживаться на своих фанатах за счёт недоделанных проектов, то стоит ли и в дальнейшем уделять внимание продукции компании? Разработчики медленно, но верно дорабатывают игру и наполняют её новым контентом. Однако, неизвестно, поможет ли это увеличить количество её игроков в дальнейшем.

Скриншот игрового процесса игры RPG Monster Hunter World
Скриншот игрового процесса игры RPG Monster Hunter World
Capcom R&D Division 2

Достойные упоминания

Конечно, значимых игровых проектов за 2018 год гораздо больше. Часть из них была тепло принята игроками, например, инди-игра Dead Cells, многопользовательская RPG Monster Hunter World, Assassins Creed: Odyssey и др. Другая же часть игр стала причиной для скандалов, например, анонс Diablo Immortal, Battlefield V, Overkill's the walking dead и многие другие. Несмотря на неоднозначность уходящего года, геймеры настроены позитивно и уже ожидают первые анонсы 2019-го, среди которых: Kingdom Hearts 3, Sekiro: Shadows Die Twice и Devil may cry V. Также, возможно, в новом году мы узнаем подробности разработки консолей нового поколения — приставок, которые зададут планку качества для создания видеоигр ближайшего будущего. И, несмотря на всю критику современных проектов, индустрия движется вперёд, стараясь шагать в ногу со временем. А значит — неизбежно эволюционирует, ведь игры всегда были и остаются отображением актуальной действительности.

Читайте ранее в этом сюжете: Что стоит за «Русским Mass Effect»: интервью с разработчиком видеоигр

Читайте развитие сюжета: Как Ди Каприо снимался в «Терминаторе», а Шурик работал на силы тьмы