От "конфликта знаний" до перевозки взрывчатки: о чем напомнила ликвидация лидера экстремистов Кабардино-Балкарии?
Адыгея, 13 мая, 2009, 00:51 — ИА Регнум. Ликвидация лидера "неофициального" ислама Кабардино-Балкарии Артура (Муссы) Мукожева еще раз поставила вопрос о причинах эволюции, пройденной некоторыми мусульманскими деятелями и целыми исламскими течениями на Северном Кавказе. Напомним, что бывший руководитель "Исламского центра Кабардино-Балкарии" был уничтожен в результате спецоперации в Баксанском районе Кабардино-Балкарии 10 мая. Мукожев, в 1990-е годы выступавший как публичный и легальный мусульманский проповедник, подозревался следствием в организации нападения на Нальчик в 2005 году, а погиб, судя по заявлениям силовиков, в результате действия взрывного устройства, перевозившегося в машине, на которой он ехал.
О том, что могло стать причиной радикализации части мусульман Северного Кавказа, в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости рассказал эксперт по северокавказскому исламу, старший научный сотрудник Института востоковедения
"Принято считать, что фундамент того раскола, который наблюдается сейчас среди мусульман республик Северного Кавказа, был заложен еще в советское время. Якобы уже после
Больше предпосылок для раскола возникло в первой половине 1990-х. Тогдашнее российское законодательство в сфере свободы совести было весьма либеральным, стало возможно создавать неограниченное количество мусульманских структур, которые, естественно, стали конкурировать друг с другом. И здесь в качестве важной темы впервые появилась учеба северокавказской молодежи в ближневосточных исламских университетах. Было бы упрощением говорить, что там их непременно "научили экстремизму". Вообще, конкретное содержание образования, которое они там получали, не так принципиально: большинство уехавших на учебу не смогли успешно закончить учебные заведения. Кто-то, не сумев там адаптироваться, возвращался, а многие оставались на несколько лет работать в арабских странах и одновременно получали там какие-то суррогатные исламские знания. Но когда они возвращались домой, возникал "конфликт знаний" между этой молодежью и старшим поколением, учившимся исламу еще в советское время. Среди части молодежи устанавливалось мнение, что "старики"якобы учат исламу неверно. Особенно это было заметно на северо-западном Кавказе, где, в отличие от Дагестана, Чечни и Ингушетии, не было института шейхов - исламских учителей, чей авторитет базировался на особой духовной преемственности, возводимой к самому пророку Мухаммаду. При этом образование и тех, и других вряд ли было высоким по серьезным мусульманским стандартам.
Наметившийся конфликт усугублялся и еще одним обстоятельством. Последние полтора столетия на Северном Кавказе с разной интенсивностью шла внутренняя миграция населения. Многие города и селения равнины - по сути переселенческие, их население образовалось в результате смешения нескольких социумов. Там часто нет единой джума-мечети, т.е. мечети, где совершается пятничный намаз. Это было дополнительным стимулом для раскола.
Также можно говорить о влиянии на мусульман Кабардино-Балкарии дагестанских борцов за "чистоту ислама". Известно, что в этой республике некоторой популярностью пользовались видеокассеты с проповедями дагестанского исламского деятеля Багаутдина Магомедова, причастного к вторжению боевиков в Дагестан в 1999 году.
Решающим же стимулом стали события 1999-2002 годов, когда духовным управлениям de facto вернули статус официальных исламских структур, получающих господдержку, в том числе и силовую. Переход вчерашних легальных исламских проповедников в подпольщиков, перевозящих взрывчатку, говорит в первую очередь об их маргинализации. Но это не значит, что в широкой среде городских мусульман Северного Кавказа надежно восстановилось единомыслие: те предпосылки раскола, о которых я говорил, продолжают существовать."