В Якутии предлагают прописать в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нормативы изучение государственного языка в республиках, а остальные нюансы по регулированию языкового вопроса оставить на регулирование самим регионам. Принцип добровольности при изучении национальных языков в республиках должен быть, но не в той форме, которая сейчас предлагается федеральным центром, высказал корреспонденту ИА REGNUM мнение депутат Госсобрания республики Иван Шамаев.

Читайте также: Рособрнадзор: Ситуация с изучением родных языков в России стабильная

Сегодня, 19 июня, в Госдуме РФ обсудят законопроект о статусе родного языка. При этом депутаты намерены установить добровольность изучения государственных языков. Иван Шамаев считает, что к этому вопросу можно было бы подойти иначе.

«Теперь уже мало кто настаивает на шести часах обязательного обучения государственному языку. И вот здесь должен быть установлен верхний потолок по ФГОС — скажем, не более трёх часов. И тогда, я думаю, тот принцип добровольности, которого требует президент России Владимир Путин, будет выполнен, — пояснил депутат. — Очень трудно решить все эти тонкости юридическим путём. Но можно же найти точку компромисса в таком же варианте, как с физкультурой: там можно написать заявление и не посещать предмет по состоянию здоровья. Такую же возможность можно предоставить и желающим отказаться от изучения государственного языка».

При этом изучение родного языка должно быть прописано в ФГОС с указанием количества часов, которые нельзя превышать, считает Иван Шамаев. А более детально, по его мнению, этот вопрос необходимо отрегулировать законом субъекта РФ, предоставив при этом ученику и его родителям право подать заявление об отказе от изучения языка, которое должно быть немедленно удовлетворено.

Читайте также: «Чёрт — в деталях»: языковой вопрос в Чувашии

«На самом деле Конституция РФ и принцип федеративности предполагают обязательность обучения государственному языку в республиках, но имеющаяся политическая реальность не позволяет нам сохранить этот принцип. Поэтому надо найти мягкую форму обязательности обучения государственному языку», — считает Иван Шамаев.

В качестве аргумента к тому, что не стоит регулировать языковой вопрос единым федеральным законом, депутат привёл в пример неоднородность ситуации в Якутии. Так, в столице республики, где более 50% населения по национальности саха, устроить ребёнка в якутский класс очень трудно.

«Люди вынуждены покупать квартиру в нужном им районе. Большинство детей саха вынуждены учиться в классах с русским языком общения. Попадая в такой класс они учат якутский язык как государственный, правда всего один час. Это очень мало, но хоть что-то, ребёнок имеет возможность ознакомиться со своим родным языком. А как в проекте федерального закона? Родитель должен написать заявление «Я хочу, чтобы моего ребёнка учили якутскому как государственному…». В наших классах набито по 40 учащихся, две смены, и как-то маневрировать школа не может. Поэтому директорам школ будет проще сказать: пишите «Я не хочу учить якутский». Вот какая «добровольность» будет. И тогда якутский исчезнет во всех школах с русским языком обучения», — опасается Иван Шамаев.

Как сообщало ИА REGNUM, законопроект об изучении родных языков Госдума РФ рассмотрит в первом чтении 19 июня. Ко второму чтению депутаты намерены внести ряд поправок, в том числе о создании Фонда поддержки родных языков и добровольном характере выбора родного языка родителями и самим ребёнком.