Родители школьников из Татарии выступили в защиту законопроекта депутатов Госдумы РФ, которым изучение родных языков народов России и государственных языков национальных республик переходит в статус добровольных. Пока вся страна проявляла солидарность с трудящимися в праздничные выходные, в соцсетях шёл активный призыв к родителям из других республик присоединиться к поддержке законопроекта, на который депутаты Госсовета Татарии подали свою «ноту протеста» и потребовали не принимать его. Порядка тысячи родителей уже высказались в противовес позиции республиканских депутатов и просят закрепить в законодательстве норму о добровольности при изучении языков, считая, что «именно законные представители должны решать, какой для них язык является родным и хочет он воспользоваться своим правом на его изучение или нет», передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Напомним, законопроект группы депутатов Госдумы РФ, внесённый в середине апреля 2018 года, предполагает поправки в ФЗ «Об образовании в РФ». О запрете изучать родные языки в инициативе речи не идёт, авторы пытаются закрепить только то, что «право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации реализуется в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, с учётом потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей)». Инициатива вызвала дебаты в Татарии, где только осенью 2017 года прошли прокурорские проверки, выявившие массовые нарушения законодательства об изучении родных языков. После проверок родители русскоязычных школьников смогли воспользоваться правом и выбрать для своих детей родной язык, для более 115 тыс. семей им стал русский. В вариативной части учебных программ появились предметы «родной язык» и «родная литература», но из-за отсутствия методик преподавания, учебников по ним во многих школах вместо них преподаются риторика, регионоведение и иные предметы. Часть родителей отказалась от посещения их детьми непонятных уроков и попросила добавить часов по биологии, географии, информатике и другим предметам. В итоге, решив проблему с добровольностью, в республике породили другую — предметы есть, а как их преподавать, никто не знает.

Масла в языковой конфликт инициатива депутатов Госдумы добавила, и на сессии 25 апреля 2018 года депутаты Госсовета РТ 1,5 часа бурно обсуждали её, заявив, что подобным шагом «родные языки хотят пустить под нож». В итоге на сессии было принято обращение к председателю Госдумы РФ Вячеславу Володину, которое казанские СМИ окрестили «нотой протеста».

Читайте также: Риторика по языку в Татарии — «реверанс» в сторону национальной элиты

Активисты родительского движения, которые осенью 2017 года активно обращались в надзорные инстанции с жалобами на перегибы в вопросе преподавания родных языков, не оставили ситуацию без внимания. И накануне майских праздников в сети появилась петиция в защиту законопроекта, который, по мнению родителей, «защитит права именно русскоязычных родителей в республиках и их детей от произвола местных элит, которые трактуют закон, как им вздумается».

"Данный законопроект хорошо ложится на поручение Путина о добровольном изучении родных и государственных языков республик и законодательно закрепляет именно ПРАВО, а не обязанность их изучать», — отмечается в петиции и уточняется, что в республиках есть перегибы по этому вопросу.

«Сначала 25 лет русскоязычных учеников обучали татарскому языку в большем объеме, чем русскому, урезая часы на изучение предметов «русский язык» и «литература». Здесь ввели обязательный пятый экзамен по татарскому языку в 9-м классе и назвали его ЕРТ, но на самом деле это был полноценный экзамен с камерами и тестами», — рассказывает в петиции её автор, член антикоррупционной комиссии при министерстве образования РТ, автор горячей линии по поборам и нарушениям в сфере образования в республике Екатерина Матвеева.

Родители из республики активно поддержали петицию, за пять дней, даже несмотря на майские выходные, свои подписи под ней поставили порядка 1 тыс. человек.

«Восемь лет 4−6 часов в неделю протирание штанов, непонятно, ради какой великой цели и почему за счёт наших детей. Хочу, чтобы дали возможность детям спокойно учиться, перестали выкручивать руки и заставлять посещать уроки, которые не дают знаний», «Обеими руками за изучение татарского языка, но ТОЛЬКО ДОБРОВОЛЬНО!!!», «Добровольно и желательно факультативом!!! Сколько можно принуждать к изучению неродного языка? Мы устали», «Добровольность изучения родных языков и государственных языков республик РФ — это залог дружного сосуществования народов России. Именно добровольность реализует возможность каждого на изучение родного языка, при этом не нарушая права всех остальных граждан!» — эмоционально пишут родители.

Адресатами петиции помимо Госдумы РФ являются президент РФ Владимир Путин, Генпрокуратура РФ, Министерство образования РФ.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в конце ноября 2017 года на сессии Госсовета РТ, где депутаты решили не проводить прений по языковому вопросу, прокурор РТ Илдус Нафиков в своём выступлении сообщил, что «на днях Министерство образования и науки Российской Федерации разработало вариант учебного плана, где конкретизирована возможность изучения государственных языков республик добровольно, на основе письменного согласия родителей, в пределах двух часов в неделю».

Читайте также: Татарский язык только добровольно: прокурор поставил точку в споре