Литовский парламентский комитет по правам человека выслушал отчет о деятельности Службы инспектора по журналисткой этике за 2017 года, в котором регулирующий орган представил ситуацию с разжиганием ненависти в виртуальном пространстве, сообщили ИА REGNUM сегодня, 26 апреля, в канцелярии литовского парламента. Стратегическая цель службы инспектора по журналисткой этике — защита прав человека в СМИ. Отчет представил инспектор по журналистской этике Гражина Раманаускайте-Тюменевене.

По словам инспектора, в 2017 году чаще всего лица стремились к защите чести и достоинства, фиксировались жалобы на комментарии, разжигающие ненависть. После того, как традиционные порталы стали проводить политику борьбы с комментариями, разжигающими ненависть, удалять их, запрещать писать анонимные комментарии, такие комментарии стали переноситься в социальные сети. Было подчеркнуто, что автономная система мониторинга ежедневно фиксирует около 600 000 сообщений с признаками разжигания ненависти.

Инспектор отметила, что растет число жалоб юридических лиц, связанных с нанесением вреда деловой репутации, наиболее частое нарушение — игнорирование принципа информирования общества «справедливо и беспристрастно». В 2017 году были получены 75 жалоб относительно защиты несовершеннолетних от возможного негативного влияния публичной информации.

В 2017 году были установлены 18 нарушений чести и достоинства; 18 нарушений конфиденциальности; нарушение обязательства предоставлять информацию справедливо и беспристрастно фиксировалось 25 раз; 6 раз фиксировалось нарушение принципа уважения к человеку.

Больше всего жалоб связано с информацией в интернете — 141; на информацию в прессе было получено 60 жалоб; на информацию на телевидении — 43 жалобы; в других СМИ — 8 жалоб.

Члены комитета интересовались методами борьбы с «фейковыми» новостями, непубликуемой информацией о заказных статьях, проблемой некорректных социальных профилей.

Инспектор сожалела, что с помощью национальных законов невозможно преградить путь ложным профилям в социальных сетях. Их не запрещают законы США, поэтому администрация Facebook не предоставляет информацию об авторах таких профилей, даже если в профиле размещена информация, у которой есть черты антигосударственной деятельности.

По поводу заказных статей, когда не указывается информация об их заказном характере, инспектор сказала, что после изменения законодательства сейчас заказные статьи не считаются рекламой.