В литовском парламентском комитете по образованию и науке госконтроль представил подготовленный в 2017 году отчет «Могут ли улучшиться достижения учеников». Заместитель председателя комитета Мантас Адоменас поделился своими опасениями об общем уровне грамотности в Литве, сообщает корреспондент ИА REGNUM сегодня, 22 марта. Замечания политика опубликованы на сайте сейма Литвы.

Информация, представленная членом сейма, очень красноречива. Согласно полученным данным, уже более 10 лет результаты литовских учеников не достигают среднего показателя международной организации экономического сотрудничества и развития. Но отчет показал, что в 2006—2016 годах на 53% выросло количество средств, выделяемых на образование. Если посмотреть на количество классов, то более чем в 9 раз отличается приходящееся на одного педагога число учеников в классе в городских и сельских школах.

Представители госконтроля, подготовившие отчет, были более чем в 116 школах разных самоуправлений. Проводя аудит в 2014—2016 годах, эксперты из госконтроля установили, что в самоуправлениях сократилось количество школ.

«Если бы сеть целенаправленно реорганизовывалась, должны сократить и расходы, связанные с содержанием школ, но они выросли. Должно сократиться финансирование неукомплектованных классов, но оно выросло. Особенно важно — объединенные пятые-восьмые классы. Если мы ориентируемся на качество, их не должно быть, но их число в период проверки выросло», — сказала заместитель директора департамента аудита всеобщего благополучия госконтроля Лина Баленайте. По ее словам, были рассмотрены самоуправления, что они делают, чтобы улучшить результаты учеников.

Было замечено, что в кольцевых самоуправлениях от 800 до 1500 родителей возят детей из районов в городские школы. Это означает, что в районах должно стать меньше примерно на 5−6 школ, но госконтроль этого не заметил.

«В маленьких школах остаются ученики. В одной школе, в которой учатся 56 детей, на одного учителя приходятся 3 ученика. Достижения в такой школе не такие, какими мы могли бы хвататься. В более крупной городской школе достижения были лучше и там, где скомплектованы классы», — сказал госконтроль.

По данным госконтроля, беспокойство вызывает то, что в маленьких школах, которые не могут похвастаться хорошими результатами, образование одного ребенка обходится государству в 4,4 раза дороже, чем в более крупных школах.

Представители ведомства поинтересовались у членов комитета, настолько ли богата Литва, чтобы содержать дорого обходящиеся школы, в которые дети ходят, но ничему не учатся. Госконтроль рекомендовал, чтобы правила реорганизации сети были дополнены показателями, которые были бы ориентированы на качество образования. Среди таких показателей, по их мнению, должно быть указано, что объединенных классов не должно быть.

«1 января эти правила должны были быть утверждены, министерство обязало. Когда они будут утверждены, мы не знаем. Мы знаем, что самоуправления вот-вот начнут комплектовать классы, мы получили сигналы от самоуправлений, что они ждут этих правил», — сказала Баленайте.

Анализ госконтроля показал, что выросла популярность репетиторов. Результаты показали, что около 34% детей ходят хотя бы к одному репетитору, некоторые дети хотят не к одному репетитору.

«6% родителей наняли бы репетитора, но в округе их просто нет. 24% наняли бы, но у них нет средств. Я обращаю внимание на то, что 44% из тех 24% — живут в крупных городах. Есть разница не только между деревней и городом, но и в самом городе», — сказала Баленайте.

Она также сказала, что есть ученики начальных классов, которые ходят к двум репетиторам или даже больше. Такая ситуация сложилась потому, что родители учеников не считают, что материал недостаточно ясно излагается на уроках. Но парадокс заключается в том, что репетиторами работают те же самые учителя.

«Если посмотреть на гимназии, которые находятся на вершинах всех рейтингов, то посещаемость там очень плохая. Мы опросили учеников одной из таких гимназий. Многие из них посещают уроки репетиторов. Первоклассники, ученики начальных классов ходят к одному или двум репетиторам», — сказала представительница госконтроля.

Член сейма Аушра Папиртене спросила, при опросе родителей можно ли было отметить ответы, что детям нужны репетиторы, потому что ученики ленятся учиться в школе, а тот факт, что репетиторам нужно платить, заставляет их больше внимания уделять учебе. Кроме того, она отметила, что нужно спросить родителей, не нанимали ли родители репетиторов потому, что это модно и потому что так делают все.

Член комитета Мантас Адоменас также поделился подготовленным министерством образования и науки требованиями к квалификации педагога и деловой компетенции. Парламентарий писал, что проект этих требований должен гарантировать, чтобы в литовские школы приходили самые способные студенты.

«В требованиях к будущим педагогам указано все, что могло придумать затейливое образовательное воображение, за исключением одного — прекрасных знаний своего предмета. Гармоничное развитие организаций, разнообразие учащихся, политика просвещения — все это указано на первом месте среди требований, что должен знать педагог. О знаниях предмета сказано только то, что будущий учитель должен закончить университет на уровне типичных достижений. Другими словами, средних показателей будет достаточно. Подозреваю, что качества высшего образования в Литве еще придется подождать», — написал в социальной сети Адоменас.