Украина стала центром европейского суррогатного материнства. С 2015 года, когда прежние популярные заведения в странах Азии стали закрывать на фоне обвинений в возможной эксплуатации в них рожениц, иностранные пары стали массово посещать Украину — беднейшее государство Европейского континента, где суррогатное материнство стоит лишь малую часть от того, во что подобная услуга обойдется в США, пишет Кевин Пониа в статье для британской телерадиокомпании BBC.

Автор приводит пример некой Анны, чье имя, без сомнения, изменено. Она из бедной семьи, а сама она пришла в суррогатное материнство потому, что хотела «чего-то большего». И хотя выбравших такой же путь на Украине сотни женщин, об этом открыто не говорят.

«К нам в страну приезжает столько бездетных пар — прям как конвейер», — указывает Анна.

Решение стать суррогатной матерью Анна приняла после нескольких лет работы в гостинице. У нее на тот момент уже была дочь, благодаря чему она уже могла пойти на этот шаг: по украинскому законодательству необходимо уже быть матерью, чтобы иметь право выносить ребенка для другой пары. По словам экспертов, это связано с тем, что так меньше вероятность того, что суррогатная мать привяжется к новому ребенку.

После длительных поисков она отправилась в Киев, где прошла медицинскую проверку и процедуру помещения эмбриона пары из Словении в ее матку. Оплодотворение прошло успешно с первого раза, но после этого начались трудности. Так, качество медицинского обслуживания упало довольно быстро, начались проблемы со здоровьем. И хотя ребенок у Анны родился здоровым, впредь она стала острожнее относиться к выбору клиники.

По словам сотрудника сиднейской благотворительной организации Families Through Surrogacy («Семьи посредством суррогатного материнства») Сэма Эверингема, запросы на получение данной услуги на Украине «выросли, возможно, на 1000%» за последние два года. Страна оказалась «почти случайно одним из немногих государств», в которой существует суррогатный туризм. Мало того что процедура в стране легальна, так и еще благодаря «либеральности» законодательства страна в этом отношении крайне привлекательна: в ней «намеревающиеся родители» — поставщики генетического материала — признают биологическими родителями с момента зачатия, в стране также не существует ограничений на количество рожденных такими матерьми детей, не существует и установленной цены для этой услуги.

Также, несмотря на открытость и качественное медицинское обслуживание, существует информация о том, что ряд таких организаций занимается подменой эмбрионов, не проводят должных медицинских проверок, а также набирают столько клиентов, что становится невозможно обеспечить адекватный уровень ухода за матерьми.

«Мы видели примеры того, как украинские агентства отказывались платить суррогатной матери, если она не соблюдает строгие условия, а также в случае выкидыша», — отметил Эверингем.

«Есть ряд ужасных примеров того, как агентства начинают относиться жестоко с суррогатными матерьми, если все разворачивается не в пользу родителей», — добавил он.

По мнению народного депутата Украины, главы комитета Верховной рады по вопросам здравоохранения, советник президента Петра Порошенко по гуманитарным вопросам Ольги Богомолец, молодые женщины втягиваются в суррогатное материнство «в результате быстрого падения уровня жизни» в стране. Она указывает на то, что эта отрасль регулируется недостаточно, из-за чего существует риск как для самих суррогатных матерей, так и для платящих родителей.