Джованни Болдини был самым модным и хорошо оплачиваемым портретистом XIX века. На вернисаже, останавливаясь у дамских портретов кисти Болдини, мужчины замирали в восторге, а женщины в досаде покусывали губы … Портрет кисти этого художника мечтала иметь каждая дама «прекрасной эпохи».

Джованни Болдини. Фотография. 1910
Джованни Болдини. Фотография. 1910
Джованни Болдини. Автопортрет. 1892
Джованни Болдини. Автопортрет. 1892

Родился Болдини 31 декабря 1842 года в итальянском городе Феррара, в многодетной семье. С раннего детства он помогал своему отцу — художнику, который служил при храме. Находясь в атмосфере религиозной живописи, будущий мастер впитывал разговоры о стилях и жанрах, холстах и красках, часто делал копии работ мэтров итальянского ренессанса. Используя свое богатое воображение и необыкновенный талант, Болдини быстро добился профессиональных результатов. Предполагается, что отец приложил руку к первым шагам в обучении сына живописи, но ни одно полотно, относящееся к детскому периоду, до наших дней не дошло: первые из сохранившихся работ датируются 1865 годом.

Джованни Болдини. Фотография. 1910
Джованни Болдини. Фотография. 1910

Творческая карьера Болдини была долгой и успешной. В 1862 году он на шесть лет уехал во Флоренцию заниматься живописью, где, впрочем, лишь изредка посещал занятия в Академии Художеств. Во Флоренции Болдини встретил группу Маккьяйоли — художников-реалистов, которые часто работали на пленере, и большинство из них писали не только жанровые сценки и пейзажи, но и эпизоды войны за независимость, портреты ее участников. Работы этих художников отличаются жизненностью, лаконизмом, намеренной случайностью композиции и свободным сочетанием насыщенных цветом пятен. Их влияние видно в пейзажах Болдини, будь то городских или сельских, которые одинаково выделяются легкостью исполнения, с убедительно показанными бытовыми буднями в разных жанровых сценках поселков или на светских балах. Люди, изображенные на полотнах мастера, не позируют, — они проживают в данный момент времени какую-то часть жизни, занимаясь повседневными делами. В парадной гостиной разговаривают встретившиеся подруги, не отрываясь от перематывания пряжи, или сплетничают знакомые, зайдя на чашечку чая; кто-то переживает, читая письмо, или отдыхает с газетой в кресле-качалке. На улице можно увидеть увлеченных песнями под гитару испанских музыкантов или девушку, перебегающую улицу с букетом цветов. На фоне сельского пейзажа мы видим простых женщин, стирающих в реке белье, а в городе — людей, проезжающих по своим делам в карете, запряженной лошадьми. Все живут своей привычной жизнью, которую подсмотрел и запечатлел Болдини.

Но именно портреты сделали его известным. Болдини стал самым модным портретистом в конце XIX века, и добился успеха, виртуозно работая кистью, используя лихой стиль живописи, который показывает влияние импрессионистов. Его портреты в наибольшей степени похожи на работы его современников Джона Сингера Сарджента и Поля Эллё — импрессионистов, чьи элегантные портреты пользовались большой популярностью у высшего общества. В конце жизни его стиль изменился, в работах стали чаще использоваться темные, насыщенные и богатые цветовые решения.

Джон Сингер Сарджент. 1890
Джон Сингер Сарджент. 1890

Большое впечатление на Болдини оказала поездка в 1867 году в Париж, где сильное впечатление произвели на него картины Эдуарда Мане — провозвестника импрессионизма, который отказался рисовать всеми признанные классические картины и изображал предметы современности, сломав каноны живописи, идя своим путем. Мане выхватывал мгновение жизни и передавал на своих полотнах чувства, которые переживал сам, вовлекая зрителя в рассматриваемую историю. Поездка в Лондон познакомила Болдини с искусством Томаса Гейнсборо и английской портретной живописью XVII века. Совмещение полученных знаний позволило найти новый, собственный стиль живописи. Быстрая манера письма и устремленные в движение острые мазки в сочетании с классической живописью сделали его картины неповторимыми. В Нью-Йорке его называли «мастером шика» (Master of Swish), что в переводе означает «взмах со свистом, шелест, шуршание».

После переезда в столицу Франции, с 1872 года работы Болдини выставлялись в знаменитом Парижском Салоне. Там же он познакомился и подружился с художниками Эдуардом Мане, Альфредом Сислеем, Эдгаром Дега, которые они высоко ценили свежий взгляд и новаторство Болдини. Популярность его быстро возросла в 1886 году, после выполнения заказа на портрет самого Джузеппе Верди — итальянского композитора, творчество которого является одним из самых известных в опере XIX века. Верди, воодушевленный работой мастера и качеством выполненного заказа, отзывался о работах художника исключительно положительно, что сказалось на его известности и увеличило количество его заказов. Он был назначен комиссаром итальянской секции Парижской выставки в 1889 году, и получил звание Почетного легиона за это назначение.

Джузеппе Верди 1886
Джузеппе Верди 1886

Основными заказчиками Болдини были светские дамы. Иметь портрет кисти этого мастера стало модным в аристократической среде Парижа. Женские портреты отличались изяществом форм, сверкающими кокетливыми образами и летящими подолами изощренных вечерних туалетов. Он сочетал тщательно прорисованные лица и руки, написанные в реалистичной манере, с частично не закрашенным фоном. При этом платья элегантно украшали фигуры дам, написанные острыми мазками в стиле импрессионизма с тонко прорисованными деталями. Болдини стал автором портретов заметнейших членов общества, включая леди Голландию и герцогиню Вестминстер. Мужские портреты были более строги и элегантны, выдержанные в едином цветовом решении и лучших традициях реализма. Художник на картинах заставлял оживать остановившиеся мгновения пылавших чувств. Болдини умеет передать не только игру света и тени, но и выражение лица и глаз. Глядя на его картины, кажется, что стал свидетелем любовного романа. Умея тонко запомнить и изобразить на холсте то чувство, в котором героиня наиболее прекрасна, и именно тот ракурс, который словно останавливает готовое в любой момент продолжиться движение, Болдини изображает своих героинь не застывшими моделями, а живыми женщинами, изображая каждую с такой внимательностью и деликатностью, будто глубоко в нее влюблен.

Болдини умер от пневмонии 12 января 1931 году, находясь в Париже, и похоронен в своем родном городе Феррара, Италия. Вскоре после его смерти американская писательница и теоретик литературы сказала слова, ставшие самой известной эпитафией выдающему мастеру:

«Когда жизнь расставит всё по своим местам, Болдини будет признан величайшим художником прошлого века. Все новые школы родились от него».

Читайте развитие сюжета: «Отечественные записки»: головная боль для цензора, «чума» для ретроградов