Запрет на вылов байкальского омуля, как и расширение водоохранной зоны Байкала — это вовсе не конфликт между требованиями охраны природы и интересами местных жителей, считает член Ангаро-Байкальского бассейнового совета, российский координатор международной экологической коалиции «Реки без границ» Александр Колотов. По его словам, это «пример искусственно создаваемых горячих точек на байкальской природной территории». А в основе этого — циркуляры из Москвы вместо общественного обсуждения с жителями этих территорий.

Wxrw123.com
Байкал

«Цель здесь вполне определенная, на мой взгляд: довести местных жителей до белого каления непродуманными и радикальными «природоохранными» решениями, чтобы затем, на волне народного возмущения, ослабить экологические требования к бизнесу на Байкале. Чем это грозит и что за этим воспоследует — думаю, объяснять не надо», — заявил эколог, комментируя проблемы, обозначенные жителями Бурятии на большой пресс-конференции президента РФ Владимира Путина 14 декабря.

В частности, Илья Кошлюнов из ГТРК «Бурятия» на пресс-конференции напомнил, что с 1 октября 2017 года введён запрет на вылов омуля:

«Соответственно, все предприятия, которые работали на берегу Байкала, закрылись, и люди остались без работы. <…> Единственный момент господдержки — это пособие по безработице».

Глава государства отметил, что обязательно обратит внимание на эту проблему. По словам Путина, бороться за экологию нужно, но при этом нельзя забывать о людях, «которые работают на этом и семьи свои кормят»:

«Если так происходит, это недопустимо. Естественно, надо бороться за экологию. У нас запрет на чёрную икру, допустим, как реализуется? Плохо, потому что на всех рынках чёрной икры полно. То же самое по омулю: если он истребляется, его надо защитить, надо на какой-то период ввести мораторий, но прежде нужно было подумать о людях, которые работают на этом и семьи свои кормят. Я обращу на это внимание обязательно».

Второй вопрос из Бурятии также был связан с озером Байкал. Его задала Юлия Пермякова, представляющая телерадиокомпанию «Тивиком». Она рассказала, что на Байкале расширили границы водоохранной зоны от 200 метров до 80, а где-то и до 100 километров, и люди, живущие на берегах Байкала, «теперь автоматически стали нарушителями»:

«Они не могут приватизировать землю, дома, они должны ездить по асфальтированным дорогам. Бьются они уже давно, по-моему, четыре года, последний раз активистка была на приёме у Донского (министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской — прим. ИА REGNUM ). Ничего, пока никак невозможно решить эту проблему. Речь идёт о 130 тысячах людей, это четыре района».

Говоря о расширении водоохранной зоны, Владимир Путин подчеркнул, что затрагивал эту проблему летом 2017 года в ходе совещания на Байкале.

Читайте также: Минприроды предлагает резко сократить природоохранную зону Байкала

«Я уже говорил, когда мы совещание проводили на самом Байкале, что нужно бороться за экологию, коллега тоже об этом говорил, за сохранение природы. Нужно всё делать в рамках здравого смысла и не нарушать нормальной жизни людей, которые живут на этих территориях. Мы обязательно к этому вернёмся», — резюмировал президент.

По мнению Александра Колотова, чтобы вышеобозначенные проблемы начали решаться, нужно «признать, что у жителей на берегу Байкала есть свой голос и своё понимание сложившейся ситуации».

«Недопустимо, что принципиальные решения в отношении Байкала принимаются без всякого учёта мнения местных жителей, без общественных слушаний в каждом прибайкальском районе Бурятии и Иркутской области. Абсурд, но в этом году даже монголы приезжали в далекие байкальские посёлки для проведения публичных слушаний по монгольским ГЭС, а родное российское правительство до сих пор предпочитает слать из Москвы циркуляры, а не предложения к общественному обсуждению, которые можно критиковать и корректировать», — подчеркнул эколог.

Читайте также: Необдуманное «перекраивание» водоохранной зоны Байкала грозит протестами

Александр Колотов считает: необходимо осознать, что проблемы Байкала требуют комплексного подхода, и запустить механизм проведения стратегической экологической оценки байкальской природной территории.

«Такая оценка позволит чётко расставить приоритеты и выявить необходимые условия для устойчивого развития всего Байкальского региона. Только поняв, каким мы хотим видеть Байкал в среднесрочной перспективе, можно точно определить, какой именно принцип нужно использовать для определения водоохранной зоны и какой именно объём вылова омуля можно считать приемлемым и для экосистемы, и для местных сообществ», — подытожил собеседник ИА REGNUM.

Как уже сообщало ранее ИА REGNUM, площадь действующей водоохранной зоны озера Байкал на сегодняшний день составляет 57,2 тыс. км2. В её границах расположено 159 населённых пунктов с населением порядка 128,4 тыс. человек. Также в границы водоохранной зоны попали 167 объектов социальной и инженерной инфраструктуры, 40 мест размещения ТКО, порядка 40 кладбищ, 28 автозаправочных станций, порядка 540 км дорог без твердого покрытия.

Читайте также: Необдуманное «перекраивание» водоохранной зоны Байкала грозит протестами

В июне 2017 года в ходе прямой линии с Владимиром Путиным жители острова Ольхон на Байкале уже жаловались президенту на строгие ограничения природоохранного законодательства. Они рассказали, что после расширения водоохранной зоны чувствуют себя так, как будто находятся в резервации. Получается, что если дословно выполнять закон, то им вообще ничего нельзя делать.

Читайте также: Путин о природоохранной зоне на Байкале: Все должно быть в рамках разумного

Что касается байкальского омуля, его биомасса за последние 20 лет снизилась примерно в три раза и остается на низком уровне, бьют тревогу учёные. В Лимнологическом институте СО РАН приводятся данные, что биомасса омуля на сегодняшний день — около 20 тысяч тонн.

Читайте также: Запрет на вылов омуля: Путина просят помочь людям, оставшимся без работы

С 1 октября текущего года запрещён не только промышленный лов омуля, но и ограничено любительское рыболовство.

Читайте также: Путину рассказали о проблемах Байкала и необходимости моста в Улан-Удэ