Похоже что трагедия, случившаяся под занавес 2016 года в Иркутске, когда от отравления непищевой спиртосодержащей жидкостью — концентратом для ванн «Боярышник» с метиловым спиртом — пострадали 123 человека, 76 из них погибли, нас ничему не научила. Проверки прошли, контроль — ужесточили, но за текущий год Иркутская область опустилась на семь пунктов в рейтинге трезвости России, заняв 77 место из 85.

«По количеству летальных исходов мы находились в середнячках, занимая в разные годы 43−45 места в рейтинге субъектов Российской Федерации. Но по количеству самих отравлений лидируем. В этом году за третий квартал статистика показывает, что мы на 10 месте среди регионов России (в 2016 году — на 7-м). И входим в десятку лидеров стабильно», — пояснила начальник отдела организации деятельности Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Инга Жданова в ходе круглого стола, организованного» Восточно-Сибирской правдой».

Она подтвердила, что ситуация и по сей день остаётся достаточно напряжённой. Ежегодно в Иркутской области регистрируется около 1650 отравлений алкоголем. Из них в прошлом году 188 закончились летальным исходом.

«В этом году цифры несколько меньше. Но посмотрим, какая ситуация будет по завершении года. В структуре летальных исходов 90% приходится не на употребление алкоголя плохого качества, суррогатов алкоголя, а на отравление этиловым спиртом, выпитым в летальных дозах», — пояснила эксперт.

Неутешительную информацию сообщила также врио заместителя министра здравоохранения Иркутской области Марина Макарочкина:

«По уровню заболеваемости алкоголизмом в сравнении с другими регионами России Иркутская область находится на 16-м месте. А в Сибирском федеральном округе мы по этому показателю вторые. По сравнению с предыдущими годами у нас заболеваемость алкоголизмом снижается, но не настолько, чтобы говорить о каких-то положительных перспективах», — подчеркнула чиновница.

По её словам, к традиционно пьющим районам области относится Бодайбинский район, на втором месте — Нижнеудинский, на третьем — Киренский.

«Северные территории у нас отличаются стабильно высоким показателем заболеваемости алкоголизмом. Но оговорюсь: мы здесь ссылаемся на официальную статистику, фиксирующую тех, кто обратился за помощью в лечебные учреждения. А сколько людей не обращается и занимается бытовым пьянством или употребляет алкоголь, чтобы снять стресс?» — привела довод Марина Макарочкина.

Так почему же в Иркутской области такие высокие показатели по количеству алкоголиков? У главного внештатного токсиколога министерства здравоохранения Иркутской области Алексея Третьякова на этот счет имеется личное мнение:

«Область насыщена колониями. Их контингент остаётся здесь. (По этой же причине у нас высокая заболеваемость туберкулёзом.) Эти люди формирует вокруг себя определённую среду, круг общения. Те, кто попадает к нам с острыми отравлениями алкоголем, к сожалению, в большинстве неблагополучные люди. Работать с ними очень сложно что нам, что наркологам. Они не идут на контакт, они не желают лечиться. А принудительного лечения алкоголизма сейчас законодательно не существует», — полагает Алексей Третьяков.

Как уже сообщало ИА REGNUM, проблема алкоголизма актуальна и для соседнего Забайкальского края. В начале декабря 2017 года министр здравоохранения Сергей Давыдов и вовсе заявил об алкогольной эпидемии в регионе. Ежегодно в регионе регистрируются около 23 тысяч пациентов с наркологическими расстройствами (2% от общей численности населения края).