Между обновлением и реновацией
Проект реновации жилых домов в Воронеже был запущен задолго до того, как проект сноса хрущёвок запустили в Москве, а слово «реновация» приобрело негативный оттенок, и даже еще до того, как процесс ликвидации аварийного жилья начался по всей стране. Но пока обновления (а именно так переводится с латыни слово renovatio) не произошло: вместо появления новостроек и улучшения жизни людей город получил полуразрушенные ветхие кварталы и реальную опасность возникновения пожаров.
Читайте по теме: «Огненное кольцо»: снос трущоб в Воронеже снова буксует?
В начале 2000-х годов, в период строительного бума, в областном центре остро не хватало свободных земельных участков. В то же время в Воронеже были — и до сих пор остаются — целые кварталы ветхого жилья. В основном это двух‑ и трехэтажные многоквартирные дома, возведенные вокруг крупных предприятий в первые послевоенные годы. Тогда, 60 лет назад, они помогли решить проблему жилья в разбомбленном врагом Воронеже, но к началу 2000-х годов эти постройки сильно обветшали.
Между тем муниципальную адресную программу «Снос и реконструкция ветхого многоквартирного жилищного фонда в городском округе город Воронеж» приняли лишь в 2010 году. Планировалось, что за пять лет, до 2015 года, будет снесено около 500 домов. Основная ставка делалась на застройщиков: по задумке, именно строительные компании должны были заняться расселением жителей ветхих домов, чтобы получить участок под строительство там, где уже есть необходимая инфраструктура.
Подробнее: Застройщики игнорируют программу расселения аварийных домов в Воронеже
Дома-призраки: в Воронеже целый квартал угрожает жизни горожан
Однако заинтересованность строительных компаний в этой программе оказалась сильно преувеличенной. Основная причина, по словам самих строителей, — сложности при расселении такого жилья.
А также: Почему Воронеж не Москва: как провалилась программа расселения
Далеко не все жители аварийных домов ради новой квартиры готовы переезжать на окраину города, где зачастую отсутствуют магазины, отделения банков, поликлиника, школа, детсад, хотя и «вот-вот появятся».
Но ничуть не меньшей проблемой оказался снос таких домов, уже после расселения жителей. В Левобережном районе есть целый квартал домов-призраков — люди разъехались еще несколько лет назад, а снести дома руки у мэрии так и не дошли. Только в 2017 году в «домах-призраках» произошло более десятка пожаров.
И ещё: Очистительный огонь: как в Воронеже ликвидируют расселенные дома
В начале этого года гордума приняла новую, очередную редакцию программы — ее расширили, включив новые кварталы. Согласно документам, сегодня ветхим жильем занято более 190 гектаров. Сроки установлены более реалистичные — до 2030 года. Удастся ли администрации заинтересовать застройщиков?