Государственное субсидирование процентной ставки по ипотеке для семей, в которых рождается второй или третий ребенок — стратегически верное решение и для поддержки рождаемости, и для ипотечного рынка, но государству следует создать четкий механизм предоставления этих субсидий, иначе эффект может оказаться обратным. Такое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM высказал 29 ноября глава петербургского Первого ипотечного агентства Максим Ельцов.

Напомним, 28 ноября президент России Владимир Путин заявил о запуске с 2018 года программы по субсидированию процентной ставки по ипотеке для семей со вторым и третьим ребенком. «Ее возможностями смогут воспользоваться те семьи, в которых с 1 января 2018 года рождается второй или третий ребенок. Покупая жилье на первичном рынке или рефинансируя ранее полученные ипотечные кредиты, семьи смогут рассчитывать на субсидирование государством процентной ставки сверх 6% годовых», — пояснил президент. По его оценке, в ближайшие пять лет такой программой смогут воспользоваться до полумиллиона семей.

Частичное субсидирование процентной ставки по ипотеке может стать действенной мерой поддержки демографической ситуации, «поддержки тех, кто заслуживает поддержки», отметил Максим Ельцов в комментарии для ИА REGNUM. Разница между 6%, которые нужно будет платить с учетом этой программы, и обычной ставкой, например, в 9,5%, является существенной, полагает эксперт. Одновременно субсидирование стимулирует и ипотечный рынок: он растёт, но поддержка нужна для сохранения темпов роста.

Вместе с тем у этой идеи есть определенные потенциальные слабые стороны, которые следует учесть, уверен Ельцов. Главная из них заключается в том, что, услышав про «государственное субсидирование», ипотеку будут брать и те, для кого «неподъёмной» будет и 6-процентная ставка.

Это усложнит ситуацию для банков, ведь когда в сделке задействованы несовершеннолетние дети, возможности банков в области исполнительного производства в отношении должников весьма ограничены. Следовательно, сотрудники финансовых учреждений будут еще более тщательно взвешивать свои риски и финансовые возможности потенциальных заемщиков.

Государству следует максимально четко прописать механизм предоставления этих субсидий, иначе рынок получит еще одну «мину замедленного действия», которой уже стал материнский капитал, отмечает Максим Ельцов.

С одной стороны, материнский капитал несомненно помогает и семьям, и ипотечному рынку. Вместе с тем, из-за нечетко прописанных правил, широкое распространение получили такие нарушения, как продажа полученных с использованием маткапитала квартир без внесения ребенка в число ее владельцев. Родители обязаны это делать, но механизмы контроля крайне несовершенны, и число таких сделок уже идет на десятки тысяч.

«Потенциально предложение президента крайне позитивно и для семей, и для рынка, — резюмирует эксперт. — Но чтобы не возникло ситуации, при которой банки получают серьезные риски, а имущество используется не в интересах ребенка, государству следует максимально четко прописать все правила по таким сделкам и тщательно контролировать исполнение этих правил».

Читайте также: Президент РФ предложил продлить программу маткапитала

28 ноября Владимир Путин выступил с целым рядом инициатив по вопросу поддержки семей. Кроме субсидирования ипотечных ставок, он также рассказал о вероятности продления программы материнского капитала до конца 2021 года и о возможном расширении сферы ее применения. Нуждающиеся семьи смогут получать средства из маткапитала в виде ежемесячных выплат. Также материнский капитал теперь можно будет использовать на оплату услуг дошкольного образования — на уход и присмотр за ребенком с двухмесячного возраста. Кроме того, президент предложил с января 2018 года ввести доплаты для родителей детей до полутора лет, их величина в среднем по стране составит 10,5 тыс. рублей в месяц.

Читайте также: Путин поручил ввести ежемесячную выплату на рождение первого ребёнка