Госдума 27 сентября заслушала доклад правительства РФ о реализации государственной политики в сфере образования в 2016 году и об основных направлениях реализации государственной политики в сфере образования, передает корреспондент ИА REGNUM. Впервые доклад представила глава Минобрнауки Ольга Васильева. Министр затронула все ключевые направления работы министерства, остановимся на некоторых моментах ее выступления.

Три кита

Васильева прежде всего обратила внимание на основные «параметры» в сфере образования: «вес», цели и средства.

Так, «вес ступени отечественного образования» — более 30 млн детей и молодежи, обучающихся почти в 95 тыс. образовательных организаций, которые дают стране на сегодняшний день не менее 5 млн рабочих мест.

Главную задачу Минобрнауки Васильева видит в «обеспечении доступности и, соответственно, качественного российского образования, потому что это необходимо стране, это необходимо нашей экономике, это необходимо людям, а также мы четко осознаем, что это необходимо практически всем отраслям производства именно сегодня».

Министр указала на рост расходов на государственную программу развития образования. В 2016 году они составляли 430 млрд рублей, в 2017 году — 448 млрд рублей, в 2018 планируется увеличение расходов на эту программу до 481 млрд рублей.

Единое образовательное пространство

Создание и сохранение единого образовательного пространства невозможно без определенных шагов — их три, сообщила депутатам Васильева.

Первый шаг — это наполнение стандартов. Второй — новые подходы к федеральным учебникам. «Подходя к экспертизе с новыми видами и взглядами, мы оставим по каждому предмету не более двух — трех линеек, включая обязательное базовое по каждому предмету и углубленное изучение того или иного предмета», — отметила министр.

Третий шаг касается управления содержанием. Вопрос в обществе обсуждается, сказала министр, «но немного не так, как бы нам хотелось».

Образовательная вертикаль по Васильевой

Глава Минобрнауки рассказала о своем понимании дискуссионного вопроса об управлении содержанием.

Васильева напомнила что на сегодняшний день концептуальная образовательная политика, концепция, стратегия — в руках федерального министерства. Закон «Об образовании» передает полномочия региону, регион отдает в виде субвенций деньги в муниципалитеты, которые являются учредителями школьных организаций, большая часть средств «идет на содержание образования, на оснащение школы, на покупку учебников, на оплату труда учителей».

Читайте также: Васильева выступила за вертикаль власти в системе образования

При этом, согласно статье закона «Об образовании», муниципалитеты как учредители имеют право на хозяйственную, финансово-хозяйственную деятельность, которая касается, прежде всего, ремонтов и подбора технического персонала, продолжает она. «А дальше внимательно — эта же статья позволяет, позволяет не только заниматься финансово-хозяйственной деятельностью, но и назначать учителей, а также вмешиваться непосредственно в содержание образовательных программ», — рассуждает министр.

«И здесь возникает вопрос: нельзя говорить об образовательном пространстве, если не выстроено снизу доверху, сверху вниз управление. И поэтому когда мы говорим о пилотном проекте передачи управления на региональный уровень, я только что сказала, что субвенция идет от регионов вниз, мы говорим не об отъеме тех денег, которые принадлежат муниципалитетам, мы говорим об управлении содержания образования, о сокращении одного шага от федерального управления к школе, и говорим о передаче управления именно содержания, а не имущества регионов, вот о чем говорит та сама пилотная идея, которую мы озвучивали», — уточнила Васильева.

Что Васильева попросила у Госдумы

Прежде всего, глава Минобрнауки попросила парламентариев скорректировать действующий закон «Об образовании».

«Образование услугой быть не может, поэтому, я считаю, что, наверное, совместно с вами нужно выработать новую форму правовую, которая определяет ту самую деятельность, которые осуществляют наши российские образовательные организации», — попросила она депутатов.

Читайте также: Васильева: Платные услуги в школах — это преступление

Роль учителя

Васильева остановилась в своем докладе на роли учителя. Она рассказала о системе повышения профессионального учительского роста.

«Система дает не только возможность расти по административной линии, но и расти горизонтально, то есть расти профессионально именно через предметные, через психолого-педагогические подходы аттестационные, через метапредметные, и в этом смысле работая очень подробно с профсоюзами, очень тесно», — указала она.

Министерство предлагает еще три градации оценки учительского труда: учитель, старший учитель, учитель-методист или ведущий учитель.

«При этом, это я подчеркиваю, что все предыдущие звания сохранены, все категории сохранены и в течение трех лет после 2018 года каждый из наших учителей Российской Федерации будет принимать добровольное решение, по какому из направлений аттестации он пойдет: по старому или по новому», — сообщила министр.

Читайте также: Заговор молчания: о чем не скажет О. Васильева в Думе, что Дума не скажет ей