Если испытывающая сейчас финансовые сложности авиакомпания «ВИМ-Авиа» разорится и уйдёт с рынка, то структуры «Aэрофлота» начнут занимать доминирующее положение на дальнемагистральных рейсах, в том числе на Дальний Восток, а это приведёт к серьёзной перестройке рынка: альтернативы не будет. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказал председатель общественной палаты Магаданской области Яков Радченко, комментируя появившуюся информацию о проблемах и долгах этого авиаперевозчика.

Читайте также: «ВИМ-Авиа» просит правительство РФ о господдержке

Он напомним, что Магаданская область первой узнала о проблемах авиакомпании: проводя еженедельный мониторинг, общественная палата региона обнаружила 17 сентября, что у «ВИМ-Авиа» с середины октября в продаже пропали билеты, а до этого они были.

«Наши власти начали изучать ситуацию, губернатор вмешался, и после этого, по крайней мере, отправили магаданские рейсы, но это, можно сказать, ручной режим, — пояснил Яков Радченко. — Вообще у «ВИМ-Авиа» уже года два положение достаточно тяжёлое. Они в этом году чуть ли не в два раза увеличили количество рейсов практически тем же парком, это свидетельствует о том, что они пытались сами выправить положение. Но, видимо, не получается — долги всё равно остались, и сейчас это всё вылезло на поверхность».

Если «ВИМ-Авиа» обанкротится, то для пассажиров сейчас это не станет критичным, так как уже не пик сезона, и другие авиакомпании смогут взять на себя эти обязательства.

Читайте также: Против «ВИМ-Авиа» возбуждены дела из-за невыплаты работникам 206 млн рублей

«Если же брать в перспективе — они обратились за господдержкой, то сложно сказать, окажут им ее или нет. Но мы ситуацию представляем на дальнемагистральных наших перевозках. У нас после ухода «Трансаэро», кроме структуры «Аэрофлота» и «ВИМ-Авиа», остаётся всего три авиакомпании, которые обладают каким-то парком дальнемагистральных самолётов России. То есть если «ВИМ-Авиа» вообще уйдёт, скорее всего парк их самолётов тоже частично уйдёт куда-то за долги, то у нас будет очень серьёзная перестройка рынка. У нас получится, что структуры «Аэрофлота» будут занимать доминирующее положение на дальнемагистральных рейсах, в том числе на Дальний Восток, и, вероятно, подпадёт под регулирование непосредственно федеральной антимонопольной службой, практически прямое, ручное, потому что альтернативы почти что нет. Тот парк, который есть у «Аэрофлота» и у «России», соответственно, не сравнить с парком остающихся трёх авиакомпаний Utair, «Икар», «Норд-винд», которые располагают такими самолётами», — объяснил Яков Радченко.

Эксперт назвал тревожной ситуацию с возможным банкротством «ВИМ-Авиа» с точки зрения дальних перевозок в России.

Что касается цен на перелёты в случае ухода с рынка авиакомпании, то в этом плане у председателя общественной палаты Колымы опасений нет, так как, по его мнению, цены уже задирать некуда — за большие деньги люди просто не полетят, «и это будет очень социально тяжёлая ситуация».

«Этим летом мы констатировали, что на магаданских рейсах средние цены на авиаперелёты вообще достигли исторического максимума на фоне ситуации с отсутствуем субсидированных авиабилетов, — пояснил общественник. — Эту ситуацию даже президент разбирал на президиуме Госсовета во Владивостоке в начале сентября, то есть она находится на контроле федеральных властей. Этим летом даже в Якутске были серьёзные проблемы, хотя он гораздо ближе и там есть своя авиакомпания. Глобальный выход — это вернуться к производству отечественных магистральных самолётов, их проще было бы покупать. Но это стратегическое направление, и за год оно не будет реализовано».

Читайте также: «ВИМ-Авиа» просит правительство РФ о господдержке

Яков Радченко предполагает, что если «ВИМ-Авиа» уйдёт, то летать уже будут структуры «Аэрофлота», и будут подлежать государственному контролю как монополист. «Но я думаю, не будет хуже, а наоборот, потому что именно «ВИМ-Авиа» были инициаторами ценовой гонки. Об этой компании у нас осталось противоречивое мнение, но, по большому счёту, конечно, жалко, что авиакомпания, располагающая парком дальнемагистральных самолётов, может развалиться. Они не смогли свои финансовые проблемы решить, несмотря на все попытки. Но зато у них есть парк дальнемагистральных самолётов, имеет социальную значимость для страны. Возможно, каким-то образом им и помогут, я не исключаю. А если нет, то «ВИМ-Авиа», как и «Трансаэро», может стать жертвой своей ценовой политики. Получается, взяли на себя больше обязательств, чем смогли выполнить», — подытожил общественник.

Как сообщало ИА REGNUM, авиакомпания «ВИМ-Авиа» обратилась в правительство РФ за госгарантиями по кредитам. Из-за нехватки собственных средств на текущую деятельность «Домодедово» отказалось обслуживать перевозчика, что вызвало задержку и отмену десятка рейсов. Долг «ВИМ-Авиа» аэропорту составлял 500 млн рублей.

Выяснилось также, что долги по заработной плате компании коллективу превысили 206 млн рублей. Возбуждены административные производства.