В Пермском крае отмечен рост интерес родителей школьников к модулю «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозной культуры и этики», который вводится в четвёртом классе. На начало 2017 года модуль выбрали 5189 человек, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Общественной палате региона.

Вместе с тем начальник отдела общего образования министерства образования и науки Пермского края Наталья Килина привела статистику, согласно которой в 80% школ по-прежнему преподают модуль «Основы светской этики». В Пермском крае 90% родителей, например, в Барде и Орде, выбирают основы светской этики, аргументируя это тем, что духовное образование ребёнок получает в семье.

Она подчеркнула, что город и епархия совместно работают над популяризацией образовательного курса. Например, в Перми реализуется совместный проект департамента образования горадминистрации и Пермской епархии с целью популяризации модуля «Основы православной культуры».

Напомним, что в 2010 году в 19 регионах России, а в 2012 году по всей стране был введён новый школьный предмет — «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Его преподают в четвёртом классе.

Еще до внедрения курса на практике новый школьный предмет вызвал множество споров. Собственно, до сих пор родительское сообщество неоднозначно воспринимает данный курс. Например, родители школьников опасаются, что в рамках курса ребёнку могут навязать религию. Кроме того, класс может разбиться на группы из-за предпочтений, связанных с выбором модулей курса, что приведёт к конфликтам. Взрослые также считают, что привить нравственные ценности они в состоянии внутри семьи сами, без помощи спецкурса в школе.

Добавим, курс состоит из шести модулей. Это «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый школьник может выбрать для изучения только одно направление.

Сторонники курса обращают особое внимание на то, что курс не носит вероучительный, миссионерский характер. Предмет преподают светские учителя, а не служители храмов. Официальная задача нового предмета — знакомство с мировыми культурами, формирование у младшеклассников норм морали и нравственности, а также подготовка к жизни в многоконфессиональном государстве. Однако, по мнению отдельных ученых, учебники по предмету составлены в проповедническом и антинаучном стиле и абсолютно не отвечают поставленным целям.

Кстати и учителя отмечают трудности при преподавании курса, в частности, при составлении плана занятия приходится искать ответы на некоторые вопросы посредством интернета, притом не всегда успешно.

Пермский священнослужитель отец Игорь подчеркнул, что преподавание курса «Основы религиозной культуры и этики» направлено исключительно на формирование у детей нравственных ценностей, ознакомление с культурными и религиозными традициями многонационального народа России, укрепление любви и уважения к Отечеству. Учебный курс не ставит своей целью навязывания знаний о той или иной конфессии.

Священник также отметил, что на данном этапе времени школы сталкиваются с рядом проблем, возникающих при введении данного курса в образовательных учреждениях города и края. Так, например, очень часто родителям не предоставляется возможность выбора одного из шести возможных модулей, а администрации школ достаточно формально подходят к проведению родительского собрания, навязывая родителям модуль «Основы светской этики».

Существует также проблема подготовки педагогического состава. Согласно данным, изначально процент выбора родителями в пользу православной культуры в 2015 году составил 8% — по краю, а в Перми он был равен нулю. В настоящее время Пермская епархия предпринимает целый ряд мер по изменению ситуации в положительную сторону (курсы повышения квалификации для преподавателей, проведение семинаров).