Екатеринбург готовят к проведению масштабной транспортной реформы, основной этап которой запланирован на середину лета 2019 года. На данный момент продолжается тестирование повременного способа оплаты проезда в городском общественном транспорте.

Андрей Алексеев ИА Красная Весна
Пробки. Екатеринбург

В пресс-службе мэрии сообщают, что тестирование, в котором участвуют более 100 добровольцев, проходит успешно. Все технические и организационные вопросы новой системы решены полностью. Тестовый режим повременной оплаты проезда введён с 15 июля на трамвайных и троллейбусных маршрутах. С 15 августа в администрации намерены продолжить тестирование с подключением частных перевозчиков. Также до конца августа полностью прекратят работу 12 маршрутов общественного транспорта.

Читайте также: В Екатеринбурге вместо 15 отменят только 12 маршрутов транспорта

Напомним, что на данный момент в Екатеринбурге работает порядка 130 маршрутов городского наземного общественного транспорта. Оплата проезда производится за одну поездку. Масштабная реформа транспорта была намечена на 1 июля 2017 года, но после волны общественного негодования и заявлений ряда официальных лиц, выступивших против скороспелых нововведений, основной этап реформы был перенесён на лето 2019 года.

Читайте также: «Автобусы будут штурмовать»: в Екатеринбурге закроют 113 из 136 маршрутов

Сама реформа предполагает отмену большинства существующих маршрутов и введение новой сетки из более коротких маршрутов. При этом предполагается оборудование пересадочных узлов и введение повременного тарифа оплаты проезда. По задумке авторов нововведений, все эти меры не должны осложнить жизнь простым пассажирам. Однако именно неуверенность в том, что задуманное будет в полной мере осуществлено, вызвала сомнения у ряда активных граждан, которые в начале 2017 года выступили против реформы: начали сбор подписей и организовали массовые уличные акции.

Андрей Алексеев ИА Красная Весна
Общественный транспорт. Екатеринбург.

Читайте также: «Будет катастрофа»: Екатеринбуржцы подписываются против реформы транспорта

Все эти события активно обсуждались в местной прессе, и в основном речь шла о технических вопросах предстоящей реформы, тогда как её сущностные проблемы, как правило, вовсе не обсуждались. А ведь сама реформа подразумевает практически «революционные» изменения. Что же должно произойти?

Дело в том, что последние несколько лет все «пенки» пассажиропотока снимают частные коммерческие перевозчики. И несмотря на то, что по инициативе муниципальных унитарных транспортных предприятий города уже два года подряд в Екатеринбурге повышаются тарифы на единовременный проезд, МУПы продолжали испытывать финансовые проблемы. При этом они возникали как у ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» (ТТУ), так и у ЕМУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» (МОАП).

Читайте также: Транспортный коллапс отменяется: МУП Екатеринбурга заплатит по долгам

Однако всё должно измениться после проведения транспортной реформы. Достаточно взглянуть на новую схему маршрутной сети общественного транспорта, которая была представлена на обсуждение. Так, после сокращения общего числа маршрутов, в том числе и дублирующих муниципальные, должна увеличиться нагрузка на общественный электротранспорт города. То есть трамваи и троллейбусы ТТУ перестанут возить «воздух» и станут рентабельными. Также рентабельными должны стать и муниципальные автобусные маршруты. То, что именно МОАП выиграет на конкурсной основе основные маршруты по новой схеме, лично у меня не вызывает сомнений. И дело тут не в заговоре. Просто объективно, что именно автопарк МОАП на сегодня самый большой, а его транспортные средства соответствуют в полной мере конкурсным правилам, которые будут заданы на аукционе. Речь идёт о качестве автобусов и их вместимости. И тут старые «Богданы» коммерческих перевозчиков просто не выдержат конкуренции.

Таким образом, «революционность» реформы заключается в том, что предлагаемые нововведения должны отрегулировать рынок пассажирских перевозок в городе в пользу муниципальных предприятий Екатеринбурга. Плохо ли это?

На мой взгляд, вовсе нет. Сильные и самостоятельные муниципальные транспортные предприятия, приносящие прямой доход (а не требующие дотаций) в городскую казну, — это всегда хорошо. Ужесточение правил, которые коснутся не только качества автопарка, но и качества перевозок, объективно в интересах пассажиров, ведь не секрет, что на данный момент качество перевозок на коммерческих маршрутах в Екатеринбурге, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Но возникает ряд вопросов.

Например, откуда в городе взялось такое количество частных маршрутов, причём, по утверждению чиновников мэрии, часть из них являются дублирующими? Они ведь появились не сами по себе, а были предложены и согласованы городскими властями. То же касается и качества транспорта, который частники выводят на маршруты. Очевидно, ответственность за все те недостатки существующей системы общественного транспорта в Екатеринбурге несёт существующая городская власть, которая, готовя транспортную реформу, умалчивает об этом. Второй вопрос вытекает из первого. Хватит ли профессионализма у чиновников мэрии для внедрения транспортных нововведений, не забуксует ли реформа? Будут ли в полной мере выполнены заявленные установки?

Андрей Алексеев ИА Красная Весна
Пробки. Екатеринбург.

Можно, конечно, верить, что активный протест горожан отсрочил предстоящую реформу городского транспорта в Екатеринбурге. Но также можно предположить, что одним из тормозов процесса нововведений стали игроки, которые не желают терять коммерческую прибыль на городском рынке пассажирских перевозок. В связи с этим возникают опасения, что летом 2019 года реформа общественного транспорта в Екатеринбурге будет проведена вовсе не по тем параметрам, которые были заявлены в начале 2017 года. Новая схема, на разработку которой были истрачены миллионы из городской казны, вполне вероятно, будет переиграна, условия контрактов по качеству автопарка и перевозок будут «смягчены», а проигравшим от всего этого окажется простой пассажир.

Тем не менее хочется верить, что в 2019 году по выделенным для общественного транспорта полосам на дорогах города будут ездить (каждые пять-семь минут, как и предусматривает реформа) вместительные автобусы на газомоторном топливе, будут оборудованы пересадочные пункты, а на каждой остановке будет размещена понятная карта маршрутов, а повременная оплата проезда не ударит по кошелькам пассажиров. А вот как будет на самом деле, покажет время.