Коммерциализация является препятствием для развития системы образования в России. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил профессор Челябинского педуниверситета Сергей Молчанов.

«Нынешняя ситуация такая, что теперь в учреждениях новая система оплаты труда. Она предполагает, что в учреждении создают фонд и учреждение само разбирается с этим. Получается, — что остается от фонда, то превращается в стимулирующие выплаты. И руководители учреждений, для того, чтобы стимулирующие выплаты увеличить и, таким образом, себе премии назначить, ну и кому они хотят, они уменьшают ставки и т. д. А задача увеличения стимулирующей выплаты остается. Поэтому увеличение стоимости обучения означает, что появляется новая возможность для установления стимулирующих доплат. Потому что над внебюджетными средствами нет же такого контроля, как за бюджетными», — сообщил Сергей Молчанов.

Таким образом, руководителям, так называемым менеджерам системы, управленцам учебных заведений, становится выгодно повышение платы за обучение. Единственное, чем они озадачены, что при высокой стоимости платы за обучение существуют риски остаться вовсе без студентов или, если иначе, — без клиентов, полагает профессор.

Другая сторона всего этого процесса, которая связана собственно с обучением. Происходит отрицательный отбор обучающихся. Целью, ядром системы образования становится не стремление передать знания обучающимся, а коммерческая деятельность по оказанию образовательных услуг. И поэтому заплативший за курс обучения учащийся становится «священной коровой», от которого, если он плохо учится, нет толку ни сейчас, ни потом, когда он станет специалистом. При этом с нерадивыми студентами, обучающимися на коммерческой основе, ничего не сделаешь, так как вуз не хочет лишиться этой «коровы», так как ее можно несколько лет «доить» и, тем самым пополнять в том числе свои фонды.

«В системе образования наращивается степень коммерциализации. Это влечет за собой ухудшение всей системы и увеличение возможностей для коррупционных схем. Получается, что люди приходят в вуз, когда они сами заплатили за себя, и они не особо стремятся учиться и получать знания. Они считают, что за диплом они уже заплатили, и поэтому зачем им знания. У них уже другая позиция, психология, отношение другое, они не за знаниями приходят, а за дипломами. Получается откровенная продажа. Немного завуалированная, почищенная, но в принципе откровенная продажа», — отметил профессор.

Предметом продажи (порой это происходит с торгом, со скидками и т.п.) является не образование, а диплом, который позволяет человеку в последующем укрепить свой социальный статус. При этом, отметил профессор, при сегодняшнем ориентире не на знания, а на документы, люди как «бешеные» ходят по разным курсам, чтобы получить какую-либо «бумажку».

"Все это из-за того, что у государства выстроена неправильная идеология. Все идёт от идеологии, а она неправильно выстроена, и люди начинают под нее подстраиваться. Если бы приоритетом были знания, которые к тому же были востребованы в стране, то государство бы платило за тех людей, в которых заинтересовано. А это те люди, которые хорошо учатся и хорошо сдают. Как было раньше. А сегодня кто заплатил — тот поступил», — добавил Сергей Молчанов.

По его мнению, это порождает коррупционные схемы и ухудшает в целом состояние государства. «В итоге получаем плохих специалистов, которым никто не доверяет», — подытожил Молчанов.

С профессором солидарны преподаватели других челябинских вузов. Описанная ситуация типична практически для всех высших учебных заведений города Челябинска, заявляют они.