Можно сосредоточить внимание на «этом» Ефремове. Но необходимо помнить и о другом его выражении — серьезном футурологе, мечтавшем об освоении новых рубежей человеческих способностей с помощью развитой техники, стоящей вровень с возможностями нового человека и развивающейся вместе с ним. Техника у Ефремова существует как продолжение человеческих органов чувств, даже пилот космического корабля летит в его книге подобно птице, а не оператору перед пультом.

Ефремов в Монгольской экспедиции. 1948

В этом отличие миров «Туманности Андромеды» от нашей цифровой цивилизации, ставящей барьер между человеком и его же собственным восприятием. Здесь начинается тот провал в виртуальность, на который так любят сетовать современные создатели мрачных предсказаний о будущем человечества.

Во многом и постмодернистские утверждения об объективной безысходности окружившей нас информационной стены основаны на той же ошибке восприятия. Но выход есть, он прост и лежит на поверхности. Цифровое пространство должно занять приличествующее ему место резервуара памяти и не более того, а открытие и освоение новых пространств и миров станет уделом освобожденного человека будущего.

Подробности читайте в статье: Преодолевший время. Памяти Ивана Ефремова

Также предлагаем вашему вниманию другие статьи Игоря Юдкевича