Несмотря на то, что каждый случай нужно рассматривать отдельно, проблема, связанная с изъятием детей из семьи, существует, поэтому нужно создать четкий порядок, регламентирующий деятельность органов опеки и МВД в таких случаях, признала заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Алла Дзугаева. Об этом она заявила в ходе состоявшихся в ОП РФ общественных слушаний «Итоги мониторинга действий органов межведомственного взаимодействия по отобранию детей из семей», сообщает 27 февраля корреспондент ИА REGNUM.

«Коллеги, хочу еще раз обратить ваше внимание на то, что это та реальная законодательная и правоприменительная практика, которая существует. И я не хочу говорить о том, что МВД злоупотребляет своими правами, каждый конкретный случай нужно рассматривать индивидуально, и раз такая проблема существует, это говорит о необходимости создать четкий порядок, который бы регулировал и действия органов опеки и попечительства, и МВД, когда осуществляется отобрание ребенка из семьи», — подчеркнула чиновник.

Представитель московского департамента соцзащиты проблему видит в том, что, несмотря на остроту вопроса и его длительное обсуждение, до сих пор так и не внесены соответствующие поправки в федеральное законодательство. Именно эта правовая коллизия, по ее словам, и приводит к случаям неправомерного отобрания детей. Что же касается конкретной ситуации в Москве, то в 2016 году количество отобраний по 77-й статье (статья Семейного кодекса, непосредственно регулирующая действия органов опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью — прим. ИА REGNUM ) даже сократилось. Но в то же время выросло количество изъятий, осуществляемых сотрудниками МВД, особенно в ночное время из семей.

«В развитие 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» был издан приказ МВД №845, на основе которого осуществляется отобрание ребенка в случае, если полиция признает его безнадзорным либо находящимся в социально опасном положении», — подчеркнула Дзугаева.

Читайте также: В Удмуртии полиция изымает детей, опираясь на лжесвидетельства

Иную картину отобрания детей увидела член Общественной палаты города Дубна Московской области Анастасия Большакова. В своем докладе она рассказала о типичных случаях злоупотреблений органов опеки и полиции, с которыми приходится сталкиваться РВС в своей практике.

По ее словам, очень часто по анонимным сообщениям о том, что ребенок часто кричит, родители якобы не трезвые и так далее, без каких-либо предупреждений в квартиры к гражданам врываются при поддержке полиции сотрудники опеки и забирают детей. При этом нисколько не заботясь о том, какие психологические травмы получают дети, которых данные органы призваны защищать. Причем подобные действия больше похожи на силовой захват преступников или террористов, чем на работу с семьей.

Не менее характерным явлением стало и то, что сначала детей отбирают, при этом не предоставляя родителям никаких документов, на основании чего совершается изъятие, а после этого, задним числом оформляют документ об отобрании: «Родителей вызывают на КДН и заставляют их подписывать».

Кроме того, есть случаи, когда прямо во время изъятия детей родителей либо опекунов заставляют подписывать пустые бланки. В которые потом (о чем у РВС накопилось немало свидетельств) вписывают нужные органам опеки основания. Также немало и таких случаев, когда отказывают близким родственникам в праве опеки над детьми или же без всякого объяснения причин расторгают с ними договора опеки над детьми.

«Часто причиной расторжения договора опеки может служить анонимный наговор», — отметила активист.

Еще одним из частых правонарушений является навязываемый родителям договор о социальном сопровождении: «По поводу КДН. Сотрудники, которые якобы не заинтересованы в помещении детей в социально-реабилитационные центры (СРЦ), при всем уважении к работе комиссий, они работают с действительно трудными случаями. У них практически нет инструментов для помощи попавшим в трудную ситуацию семьям. Они могут в СРЦ поместить или не поместить, но они же должны как-то среагировать. В этом и заключается самая элементарная заинтересованность КДН в помещении ребенка в СРЦ — они должны отреагировать. Поместили ребенка в СРЦ, значит, отреагировали, а, следовательно, смогли отчитаться в проделанной работе», — утверждает общественница.

Подводя итоги, активист также отметила, что если судить по количеству поступивших в РВС обращений за помощью, первое место по числу изъятий детей занимает Москва, на второе место с небольшим отрывом вышло Подмосковье. «Также в число лидеров вошли Санкт-Петербург, Татарстан, Пермский край, Новосибирская, Ростовская и Нижегородская области», — заключила Большакова.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в Общественной палате РФ под эгидой комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан состоялись общественные слушания «Итоги мониторинга действий органов межведомственного взаимодействия по отобранию детей из семей», участники которых обсудили сложившуюся практику отобрания детей из семьи органами опеки и полиции.

Подробности читайте здесь: В ОП РФ начались общественные слушания по итогам мониторинга изъятий детей