Всем известно и всем понятно, кто хочет знать и понимать, что всемирная роскошь советского и особенно сталинского метрополитена в Москве потому так роскошна, что стремилась построить под землёй дворец коммунизма: архитектура, интерьер, пространства, скоростной транспорт, эскалаторы — синтез науки, техники и искусств.

Станция метро «Динамо»
Станция метро «Динамо»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Начинаем разглядывать интерьеры этого дворца — станция за станцией. Бросается в глаза тоже известное, но, может быть, не всем: коммунистический идеал стоит на плечах классической, олимпийской античности, Древней Греции больше, чем Древнего Рима. Молодые, здоровые, сильные, умные, — вот его человеческий состав. Но в метрополитене он не ходит военным строем, а добивается своих, хоть и принадлежащих всему советскому народу и всей советской стране, личных рекордов — только личным усилием, личным подвигом, самоотверженным индивидуализмом.

Во что это стало превращаться уже в 1950—1980-е годы. Во что это часто превращается теперь — умолчим. Хорошо, что теперь в Московском метрополитене есть новые художественные образцы: городские, литературные, даже интимные и светлые.

Ясно одно: бетонные казармы западных метрополитенов — не наш путь. И не должен быть нашим.

Станция «Динамо»

Станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Открыта 11 сентября 1938 года. Названа по расположенному рядом стадиону «Динамо». Архитекторы: Я. Г. Лихтенберг и Ю. А. Ревковский.

Станция метро «Динамо»
Станция метро «Динамо»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Архитектор вестибюлей: Д. Н. Чечулин.

Трехсводчатая пилонная конструкция глубокого заложения (40 метров). Залы отделены друг от друга. Своды трех залов опираются на мощные кубические пилоны, облицованные уральским мрамором «Тагил» с большим количеством оттенков — от густо-коричневого до жемчужно-серого. Выступы пилонов оканчиваются бронзовыми декоративными капителями. На эти капители опираются стрельчатые распалубки сводов. В точках пересечения распалубков подвешены стеклянные шаровые люстры в бронзовой оправе.

Дмитрий Чечулин. Барельеф «Скалолазание», вестибюль станции метро  «Динамо»
Дмитрий Чечулин. Барельеф «Скалолазание», вестибюль станции метро «Динамо»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Спинки скамей завершаются горизонтальными полосами из полупрозрачного агамзалинского оникса, подсвеченного изнутри. В отделке путевых стен использовались оникс, белый и серый мрамор; глухие стены станции отделаны мраморовидным известняком. Путевые стены облицованы серой керамической плиткой с пирамидальной поверхностью. Пол в центральном зале выложен плитами розового и серого гранита. В верхних частях пилонов размещены фарфоровые медальоны, общим числом 60 штук (23 различных), изготовленные на Ленинградском фарфоровом заводе. На них изображены спортсмены 21 вида соревнований, по которым проводилась Спартакиада народов СССР: метание диска, теннис, штанга, скалолазание, конькобежный спорт, бокс, хоккей с шайбой, лыжный спорт, ручной мяч, художественная гимнастика, спортивная гимнастика (бревно, конь, брусья), футбол, горные лыжи, толкание ядра, метание копья, мужское фигурное катание, женское фигурное катание, бег с барьерами, гири.

Дмитрий Чечулин. Барельеф «Хоккей с шайбой», вестибюль станции метро «Динамо»
Дмитрий Чечулин. Барельеф «Хоккей с шайбой», вестибюль станции метро «Динамо»
Николай Иванов © ИА REGNUM
Дмитрий Чечулин. Барельеф «Художественная гимнастика», вестибюль станции метро «Динамо»
Дмитрий Чечулин. Барельеф «Художественная гимнастика», вестибюль станции метро «Динамо»
Николай Иванов © ИА REGNUM
Дмитрий Чечулин. Барельеф «Брусья», вестибюль станции метро «Динамо»
Дмитрий Чечулин. Барельеф «Брусья», вестибюль станции метро «Динамо»
Николай Иванов © ИА REGNUM
Дмитрий Чечулин. Барельеф «Толкание ядра», вестибюль станции метро «Динамо»
Дмитрий Чечулин. Барельеф «Толкание ядра», вестибюль станции метро «Динамо»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Для некоторых рельефов прототипами послужили реальные спортсмены: конькобежка — Мария Исакова, футболист — Григорий Федоров.

Дмитрий Чечулин. Барельеф «Мужское фигурное катание», вестибюль станции метро «Динамо»
Дмитрий Чечулин. Барельеф «Мужское фигурное катание», вестибюль станции метро «Динамо»
Николай Иванов © ИА REGNUM
Дмитрий Чечулин. Барельеф «Женское фигурное катание», вестибюль станции метро «Динамо»
Дмитрий Чечулин. Барельеф «Женское фигурное катание», вестибюль станции метро «Динамо»
Николай Иванов © ИА REGNUM
Дмитрий Чечулин. Барельеф «Гири», вестибюль станции метро «Динамо»
Дмитрий Чечулин. Барельеф «Гири», вестибюль станции метро «Динамо»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Вестибюль внутри облицован светлым мрамором. Освещается через центральный купол, с уменьшающимися к вершине многочисленными окнами. Потолок окружен балконом с шаровидными светильниками. На решетке балкона — декоративные вставки с советской символикой и советскими спортсменами.

Центральный купол, с уменьшающимися к вершине многочисленными окнами на станции метро «Динамо»
Центральный купол, с уменьшающимися к вершине многочисленными окнами на станции метро «Динамо»
Николай Иванов © ИА REGNUM
Потолок окружен балконом с шаровидными светильниками на станции метро «Динамо»
Потолок окружен балконом с шаровидными светильниками на станции метро «Динамо»
Николай Иванов © ИА REGNUM
На решетке балкона декоративные вставки с советской символикой и советскими спортсменами на станции метро «Динамо»
На решетке балкона декоративные вставки с советской символикой и советскими спортсменами на станции метро «Динамо»
Николай Иванов © ИА REGNUM

Читайте развитие сюжета: Подземный дворец коммунизма: погружение №2