И без того острую тему признания коренным якутского народа подогрели федеральными планами законодательно прописать понятие российской нации. В республике с удвоенной силой обсуждают национальный вопрос, поднимая, в том числе тему адекватности государственного деления по национальному признаку, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Читайте также: Этнократия или защита своих прав? Якуты признали себя коренным народом

Тему поднял в якутских блогах «единоросс» и журналист Чокуур Гаврильев. «Недоверие друг другу, а также страхи и фобии российской действительности, всегда будут мешать нормальной национальной политике федеративного государства. Я их выявил две. Первое — страх перед ассимиляцией. Вторая — фобия сепаратизма», — написал он в своём посте. По мнению блогера, якуты на генном уровне всегда боялись ассимиляции, которая фактически означает стирание национальной идентичности народа.

В связи с этим Чокуур Гаврильев полагает, что принятое конституционным судом республики уточнение, определяющее якутский народ коренным в регионе, «это не в коем случае не попытка кого-то ущемить или обидеть. Это скорее защита народа. От ассимиляции». Насаждается она, по мнению блогера, скрыто: в том числе в попытках ограничения преподавания на якутском языке, препятствовании трансляции национального канала.

С другой стороны, отмечает Чокуур Гаврильев, центр, в лице некоторых политиков, всегда боится «сепаратизма» национальных республик, отсюда вытекают попытки отмены в России национальных республик ради равенства всех субъектов страны между собой. Намерение создать российскую нацию, «единоросс» из Якутии видит продолжением этой тенденции и выражением фобии сепаратизма. «Что за этим следует? Посмотрим. Я бы лучше прививал с детства интернационализм и дружбу народов», — пишет Чокуур Гаврильев.

Читайте также: В Якутии опасаются последствий введения понятия российской нации

В комментариях к посту блогеры рассуждают о вреде наличия республик в составе федеративного государства: «Деление регионов по национальному признаку — в корне пагубное решение коммунистов, в том числе из-за которого в итоге СССР и развалился. Вообще, все страны, которые состояли из широких автономий на национальному признаку в итоге развалились — СССР, Югославия, Чехословакия, из более ранних — Австро-Венгерская империя и т.д. Административное деление должно быть как в других федерациях (США, Германии, Мексике, Индии) — чтобы все регионы были одинаковы по статусу (штаты, федеральные земли или губернии если по-русски)».

«Никаких национальных республик, округов и т.п. однозначно. Пусть территории называются по географическому принципу. Иркутская, Ленская, Сибирская и т.п. Якутия не только для якутов. Также как Чукотка не только для чукчей. Развивать промыслы, чтить обычаи, сохранять язык и прочие атрибуты национальной самоидентичности никто не запрещает, наоборот приветствуется и поощряется. И этим прекрасно можно заниматься не в национальной республике, а в области, крае, губерние и д.р. Назвав территорию по национальному признаку сразу дается некое «титульное» превосходство одних над другими. Что сейчас и наблюдается в Якутии. Напряжение растет пока на бытовом уровне, но если заиграются, будет непросто», — считает другой блогер.

В ответ им Чокуур Гаврильев парирует: отмена республики несомненно станет началом больших проблем в межнациональных отношениях. Он не согласен с теми, кто уверен: рано или поздно якуты всё равно ассимилируются, и нация не сможет сохраниться.

Как сообщало ИА REGNUM, общественность и СМИ неоднозначно трактовали решение Конституционного суда Якутии, который в октябре разъяснил своим официальном постановлении, что якутский народ является коренным в регионе.

В суде пояснили: «Необходимость разъяснять закон была вызвана тем, что расплывчатые критерии определения понятия коренных народов республики делают невозможной его реализацию в полной мере». Тем не менее, некоторые СМИ отреагировали на официальные уточнения конституционного суда республики, фактически обвинив Якутию в создании этнократического режима и заподозрив ущемление прав остальных коренных малочисленных народов, проживающих на её территории — юкагиров, чукчей, эвенков, долганов и так далее.

В свою очередь депутат Якутии Иван Шамаев с недоверием отнёсся к идее создания российской нации, выразив опасения, что это приведёт к потере народам родных языков, что приведёт к маргинализации общества.