Как попала в топливо для котельной неразорвавшаяся шашка, почему в муниипалитете республики ввели ЧС, какие якутсткие сувениры подделывают китайцы и на сколько сократилось в республике количество учёных — в обзоре ИА REGNUM.

Взрывчатка в котельной

27 октября в котельной поселка Лебединый Алданского района Якутии обнаружена взрывчатка, сообщает «Блокнот Якутска».

«Когда бункеровщик раскалывал породу, из нее выпал продолговатый предмет. Были вызваны все службы, предмет забрали на исследование. Работу котельной при этом не останавливали, отопительный режим не нарушали», — рассказала исполняющая обязанности главы поселка Татьяна Козина.

По её словам, продолговатый предмет выпал при дроблении угольной смеси перед ее загрузкой в топку. Место происшествия немедленно оцепили полицейские. По вызову прибыли сотрудники МЧС, ФСБ и саперы. Опасный предмет забрали и направили на экспертизу. Пока нет данных, что это действительно взрывчатка. Но, судя по тому, что находка была засверлена в породу, это шашка, не сработавшая при проведении взрывных работ в карьере.

Какая компания оставила шашку — неизвестно. Котельная Лебединого находится в обслуживании компании «Теплоэнергосервис», который закупает уголь для алданских котельных в нерюнгринской компании «Колмар». Однако представители «Колмара» уже заявили, что не используют взрывчатку с маркировкой, нанесенной на обнаруженной в Лебедином шашке.

Снова ЧС

На этот раз режим ЧС ввели в Абыйском районе Якутии из-за проблем с зимовкой скота, пишет ИА YakutiaMedia. Сначала во время кормозаготовительной кампании в муниципалитете шли продолжительные дожди, которые сильно затруднили заготовку сена, а в сентябре в Абыйском районе наравне с дождем выпал снег, и земля затянулась ледяной коркой. Из-за этого стал невозможен выпас лошадей, возникли сложности с доставкой кормов.

В муниципалитете лежит снег толщиной в полтора метра, а под ним — не успевшие замерзнуть малые реки, озера, что затрудняет движение большой техники, подвозящей сено для зимовки. Жители на «Буранах» вынуждены подвозить сено на фермы по чуть-чуть.

Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики республики поручило доставить в поселения муниципалитета комбикорм и зернофураж илами малой авиации. Затем, в январе-феврале, сено будут завозить по зимнику.

Псевдоякутское творчество

Поддельная сувенирная продукция теснит якутские украшения, посуду и ножи, пишет YAKUTIA.INFO. Вопрос сохранения и защиты авторских эскизов художественного творчества мастеров народного промысла обсудили на заседании Межведомственной комиссии в мэрии столицы республики. Поводом для мероприятия стало частое использование якутских национальных узоров и орнаментов в продукции китайского производства

Генеральный директор компании «Камелёк» Ольга Григорьева отметила, что растущая с каждым годом псевдоякутская продукция китайского происхождения уже влияет на конъюнктуру рынка. Подделки попадают к оптовым предпринимателям и таким образом распространяются по всей республике. И эта проблема касается не только производства национальной посуды и утвари, но и ювелирных украшений, хомусов, якутских ножей.

Григорьеву поддержали представители ООО «Чороон XXI век» Петр Константинов и ООО «Эрэлкээнэ+» Вероника Александрова, подчеркнув, что подделки наносят ущерб всей материальной культуре народа саха. По мнению предпринимателей, это происходит из-за отсутствия единой координирующей сети народных мастеров, производственных фирм, занимающихся производством товаров национального промысла. Предприниматели выразили желание создать Ассоциацию ремесленников и мастеров народного промысла, чтобы эта общественная организация объединила всех промысловиков и помогала им решать возникающие проблемные вопросы общими усилиями.

Учёных всё меньше

В Якутии с 2000-х годов число исследователей в возрасте до 29 лет сократилось практически на четверть. А кроме того, значительно снизилось и число ученых «в самом расцвете сил» — от 40 до 49 лет, пишет «Якутск Вечерний».

Кроме того, из-за ограниченного финансирования идет старение материально-технической базы, а перспективу для своего развития молодые ученые видят только в промышленности, заявил министр профобразования, подготовки и расстановки кадров республики Михаил Присяжный.

«Реалии таковы, что наши аксакалы, ведущие ученые постепенно уходят, некому их заменить, некому будет популяризировать научные достижения, — считает председатель совета молодежи Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук Иван Христофоров. — Государственная поддержка в конце прошлого десятилетия несколько повысила приток молодежи в науку, но в данное время снова появился отрицательный тренд. Элементарно нет ставок для молодых специалистов, и такая печальная картина по всей России».

Заместитель директора по научной работе Института мерзлотоведение имени П. И. Мельникова, главный редактор научного журнала «Наука и техника в Якутии» Виктор Шепелев считает, что такая политика, когда второстепенное внимание уделяется научным организациям, идет давно: «Чтобы напечатать свои монографии, некоторые авторы сами выкладывают деньги из своего кармана, а ведь на самом деле это им нужно платить за то, что они выпускают такие значимые труды! Это просто какое-то неуважение к нашей работе! Почти все руководители обещали помочь, но дальше слов дело не шло».

Учёные намерены провести общественные слушания с депутатами, где поднимут вопрос финансирования науки.