В Москве в аэропорту Шереметьево произошел инцидент, который уже широко обсуждается в соцсетях. Ребенка-инвалида в возрасте 4 года не пустили на борт самолета из Москвы в Сочи, сообщила корреспонденту ИА REGNUM москвичка Ольга Зуева. По ее словам, мальчик должен был лететь со своей мамой в ночь с 20 на 21 октября рейсом SU-1128 компании Аэрофлот самолетом Airbus A321.

«Ребенок после тяжелейшей операции, он лежачий, ему нельзя сидеть, стоять и нагибаться. В аэропорту его зарегистрировали, сотрудники авиакомпании взяли документы, выдали бирку на багаж, но после того, как узнали, что нужно сопровождение, вернули багаж и сказали, что не будут перевозить из-за того, что они не были проинформированы об этом заранее», — сообщила Зуева.

Авиакомпания предложила билеты на замену с вылетом только через 72 часа, но мама с ребенком решили отправиться до пункта назначения на поезде, добавила она.

«Может, любимая ранее мной и моей семьей а/к сделала бы что-то для этого — как минимум добавила на своем сайте специальную категорию пассажира при покупке билета!!! Нет… Зато легко остановили регистрацию, вызвали целую комиссию», — возмущается Зуева на своей странице в Facebook.

При этом она отметила, что в Москву утром ребенок прибыл с мамой из Тюмени на рейсе SU1503 в сопровождении сотрудников Аэрофлота, которые также не были заранее предупреждены о пассажире с ограниченными возможностями, однако перелет состоялся. Зуева сразу же обратилась в Аэрофлот за разъяснением ситуации. В авиакомпании ей ответили, что «хотели бы отказаться от ряда формальностей, чтобы в полном объеме выполнить перевозку ребенка-инвалида», подчеркнув, что на отрезке Тюмень-Москва компания пошла пассажирам навстречу и высвободила в салоне три кресла.

Что касается перелета Москва-Сочи, в авиакомпании пояснили, что сотрудники сделали все что могли. «На рейсе Москва-Сочи трех свободных кресел не было. Учитывая, что заявка на перевозку до Сочи пассажира с ограничениями по здоровью заранее не была оформлена, у наших сотрудников не было возможности оперативно провести технические переоборудования для надлежащей перевозки ребенка-инвалида», — сообщается в ответе авиакомпании (ответ имеется в распоряжении ИА REGNUM ).

Такой конфликтный случай, связанный с перевозкой детей с инвалидностью — не единственный, прокомментировал ситуацию корреспонденту ИА REGNUM основатель Фонда поддержки инвалидов «Сила Духа» Александр Шлычков. «К примеру, совсем недавно широкую огласку в СМИ получил инцидент в Ульяновске, где отцу мальчика с инвалидностью, неспособного сидеть, выписали штраф за отсутствие автокресла. Подобные инциденты случаются из-за недоработки правил перевозки детей с ограниченными возможностями здоровья, ведь в этом вопросе необходим специальный подход. Случай в Ульяновске доказал, что по существующим общим законам действовать не всегда правильно», — пояснил Шлычков.

Эксперт отметил, что в Госдуме уже выступили с инициативой внести изменения в правила дорожного движения, которые бы установили детали перевозки детей с ограниченными возможностями. «Также было бы полезным предусмотреть обязательные специальные поля для отметки о состоянии здоровья при заказе авиабилетов, чтобы обеспечить максимальный комфорт пассажиру и возможности для подготовки авиакомпании. Такое решение поможет избежать спорных ситуаций в дальнейшем», — уверен он.

В свою очередь, президент благотворительного фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Дмитрий Поликанов отметил, что необходимо тщательно изучать подобные ситуации. «По правилам авиаперевозки компания, действительно, может отказать в полете, если есть угроза здоровью самого пассажира-инвалида или данном рейсе нет возможности обеспечить ему удобный перелет. Именно поэтому и требуется предупреждать заранее о том, что у пассажира ограниченные возможности здоровья», — заявил он в комментарии корреспонденту ИА REGNUM.

В целом, эксперт отметил, что и авиаперевозчики, и РЖД гораздо внимательнее стали относиться к нуждам людей с инвалидностью. «Многие по старинке предпочитают поезд, тем более теперь, когда появились особые специально оборудованные купе. Но все больше людей летает самолетом, получая сопровождение и в аэропорту, и на борту. Впрочем это не отменяет необходимости постоянного обучения персонала по работе с инвалидами — это тоже элемент доступной среды, и, пожалуй, один из самых важных», — подчеркнул Поликанов.

Напомним, согласно правилам воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «Аэрофлот», которые утверждены приказом генерального директора ПАО «Аэрофлот» от 26 февраля 2016 года № 60, дети-инвалиды в возрасте до 12 лет перевозятся только в сопровождении ответственных лиц. При этом подчеркивается, что пассажир с ограничениями подвижности или ограничениями жизнедеятельности должен проинформировать авиакомпанию о своем состоянии и сделать заявку на оказание необходимой помощи при бронировании перевозки, не позднее чем за 36 часов до вылета воздушного судна по расписанию. «Воздушная перевозка пассажира на носилках осуществляется при условии предварительного уведомления ПАО «Аэрофлот» о такой перевозке не менее чем за 72 часа до вылета рейса при условии оплаты дополнительных мест, предоставляемых для размещения пассажира на носилках. Носилки размещаются на строго закрепленных местах на каждом типе воздушного судна», — уточняется в правилах.